Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
 Домой / Медиа / СМИ о компании


2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
декабрь
ноябрь
октябрь
сентябрь
август
2004
2003
2002

Малый энергетический кризис.

22.11.2005

«КОММЕРСАНТ»

Законотворчество

Малая энергетика занимает менее 1% в объеме производства электроэнергии России. Однако хроническое недофинансирование модернизации крупных ТЭЦ, ГРЭС и ГЭС в последние десять лет привело к тому, что отдельные регионы России требуют срочного технологического обновления энергомощностей локального масштаба. В распоряжении Ъ оказался законопроект "О господдержке автономной (малой) энергетики", принятие которого, по мнению участников рынка, позволит привлечь инвестиции в малую энергетику.

Внимание низкой мощности

Парадокс малой энергетики начинается с самого определения уровня ее мощности. В существующих нормативных документах он не прописан, и участники отрасли трактуют понятие по-разному. К примеру, президент Гидроэнергостройассоциации и бывший замминистра энергетики СССР Георгий Тихонов считает, что к разряду объектов малой энергетики относятся станции мощностью до 1 МВт. В то же время производители парогазовых установок уверены, что в эту категорию попадают все агрегаты до 10 МВт. А представители ЗАО "Комплексные энергетические системы" (КЭС) как строители энергообъектов и потребители расширяют границы до 25 МВт.

Традиционно к малой энергетике относят дизельные котельные, мини-ГЭС, газотурбинные установки, атомные станции малой мощности и альтернативные схемы производства электроэнергии: ветроустановки, солнечные батареи и фотоэлементы, геотермальные станции и основанные на энергии приливов, установки на биогазе. В советские времена строили котельные для отдельных колхозов и малые ГЭС на реках. Однако в "золотой век" гидроэнергетики, пришедшийся на 60-80-е годы прошлого века, когда в стране происходило масштабное строительство крупных ГЭС, вся "мелочевка" была, по сути, забыта. По словам господина Тихонова, 12 мини-ГЭС мощностью 0,8-20 МВт в Абхазии были остановлены при строительстве одной крупной ГЭС "Ингури" в Грузии. "Эти станции были сделаны изумительно с точки зрения инженерии – их пленные немцы строили после войны, и сегодня, когда каждая республика создает свои энергомощности, возобновление их эксплуатации экономически оправданно",– поясняет господин Тихонов. Малые ГЭС работают в отдельных районах России, где нет единой энергосистемы, особенно они распространены в Сибири. В северных регионах установлено несколько малых атомных станций. Ветроэнергетика используется в предгорьях Кавказа, в Республике Коми, на Камчатке и на пастбищах в Астраханской области, где нет смысла тянуть линии электропередачи ради того, чтобы обеспечить стойбища и кошары.

Немаловажным фактором, помешавшим развитию малой энергетики, является незаинтересованность представителей большой энергетики в финансировании локальных объектов малой мощности. В последние 15 лет единая энергосистема России серьезно постарела: износ основных фондов РАО "ЕЭС России" давно перешагнул рубеж в 70%. Производители энергооборудования и инжиниринговые компании жалуются на отсутствие серьезных системных заказов на внутреннем рынке, которые подменяются текущим ремонтом отдельных агрегатов. Реформа энергетики так и не переломила ситуацию с устареванием оборудования. Износ отдельных станций составляет 90%, перешагнув критическую черту, до которой инженеры дают гарантию энергобезопасности объектов.

В этой ситуации развитие локальной генерации является в прямом смысле конкурентным расходованием средств с позиции большой энергетики. Поэтому закономерно, что руководители крупных энергостанций и РАО ЕЭС стали серьезным лобби сопротивления развитию малой энергетики. Денег на решение локальных проблем нет, и, очевидно, в энерготарифы они заложены быть не могут.

В поисках потребителя

Основными потребителями малой энергетики являются муниципальные образования, особенно в отдаленных от областных центров районах и на окраинах России. Почти в каждой области существует программа энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве (ЖКХ), которая подразумевает в том числе внедрение новых генерирующих установок малой мощности. Важно, что для экономии электроэнергии необходимо устанавливать новые парогазовые установки с КПД 50-60% вместо старых с КПД 20-27%. При этом производители западного оборудования настаивают, что установка счетчиков, измеряющих расход энергии в квартирах и домах, позволит сэкономить средства отдельно взятой семье. Но этот фактор слабо работает в российских условиях, поскольку перекрестное субсидирование делает экономически бесполезной установку таких приборов. "Коммунальщики сегодня борются с издержками, смотрят, где, как и что утеплить, борются с потерями, ставят счетчики,– рассуждает гендиректор НПО 'Сатурн' Юрий Ласточкин,– но не понимают, что скоро бороться будет не с чем. Если пройдет несколько таких аварий, как в мае в Москве, морально и физически устареет все оборудование, остановятся электростанции – минимизировать затраты будет не на чем: РАО 'ЕЭС России' и многочисленные НИИ провели исследования, согласно которым из года в год нарастает дефицит энергомощностей. С учетом того, что в последние годы в стране наметился рост промышленности и ВВП, причем ставится глобальная задача по удвоению ВВП, а значит, неизбежен рост потребления электроэнергии, то проблемы в энергосистеме, в том числе и локальной, местной, нужно решать системно и срочно". Проблема ЖКХ упирается в отсутствие свободных финансовых потоков, предназначенных на строительство новых локальных энергообъектов.

Вторая группа потребителей – средние промышленные предприятия, которым выгодно снизить затраты на электроэнергию за счет создания собственного источника. К примеру, КЭС сейчас строят мини-ТЭЦ мощностью 2 МВт для производства тефлоновых сковородок "СУАЛ-холдинга" в Подмосковье. "Проект стоимостью $1,5 млн будет реализован к февралю 2006 года, часть средств выделены из прибыли КЭС, а вторая половина – привлеченные средства",– пояснил Ъ гендиректор "КЭС-Энергетические решения" Игорь Голубев.

Проблема заключается в том, что удельные затраты на производство киловатт-часа у мини-станций намного больше, чем у крупных станций в энергосистеме. А поскольку электроэнергию с мини-ТЭЦ не допускают в единую энергосистему и станции работают не на полную мощность, инвесторы, как правило, не получают прибыль от продажи энергии. Как отмечает председатель ФГУП "ВО 'Технопромэкспорт'" Сергей Моложавый, в отсутствие механизма гарантирования возврата вложенных средств со стороны государства, например концессионных договоров в энергетике или допуска локальных станций в единую систему энергоснабжения, которая позволяет загрузить мощности на 100%, оправданность таких вложений со стороны частного бизнеса невелика.

Еще один, но уже платежеспособный потребитель – это "Газпром" и нефтекомпании, пользующиеся дизельными установками и протянувшие линии электропередачи к местам добычи. Проблема сжигания попутного газа с большим содержанием водных паров и примесей не решена нигде в мире. "Есть только несколько месторождений, счастливыми обладателями которых являются ЛУКОЙЛ и 'Сургутнефтегаз', на которых попутный газ 'удобоваримого' состава",– отмечает господин Моложавый.

Господдержка на пороге

Большую зависть у российских участников рынка малой энергетики вызывает зарубежный опыт. В частности, Германия планирует довести долю малой энергетики в объеме производства электроэнергии до 5-7% к 2010 году. В стране легально введено перекрестное субсидирование, когда производители традиционных видов энергии платят "экологические платежи", которые идут на дотацию перспективных видов энергоустановок. И если до недавнего времени владельцы ветрогенераторов продавали энергию по $0,09 за 1 кВт•ч, получая дотацию в размере $0,05 за 1 кВт•ч, то сегодня у них покупают энергию по себестоимости – $0,12. Малая энергетика почти во всех развитых странах получает существенные налоговые льготы либо поддерживается прямыми платежами из бюджета или других видов энергетики.

В России никакой господдержки малой энергетике не оказывается. И, как отмечают потребители, это сложно будет сделать в масштабах, сравнимых с европейскими странами. Впрочем, недавно депутат Госдумы Валентин Иванов разработал и представил в первом чтении законопроект "О государственной поддержке автономной (малой) энергетики".

В распоряжении Ъ оказалась копия этого документа. Он предлагает определить механизмы и источники финансового обеспечения развития автономной энергетики и изыскать в госбюджете средства на эти цели; предоставить госгарантии под кредиты для инновационных программ, а также налоговые и таможенные льготы для поставщиков оборудования; создать систему страхования инвестиционных рисков. В законопроекте применительно к проектам в области малой энергетики говорится о законодательном закреплении права продажи электроэнергии и тепла по ценам, утвержденным Федеральной службой по тарифам, гарантировании предоставления кредитов по ставке 5% годовых; предоставлении юридическим и физическим лицам потребительских кредитов для закупки отечественного оборудования также под 5% годовых; недискриминационном доступе к электрическим и тепловым сетям и праве заключения долгосрочных прямых договоров; включении в тариф инвестсоставляющей на весь период окупаемости проекта.

Как поясняют в "КЭС-Энергетические решения", данный законопроект полностью копирует западную модель, в которой оговорено, что бюджет должен дотировать развитие научной базы альтернативной, малой и нетрадиционной энергетики и создавать некие преференции для российских производителей оборудования. По мнению представителей КЭС, господдержка действительно необходима для развития этого сектора энергетики, но здесь следует очень точно просчитать бюджетные затраты на содержание дотационных регионов и возможность их сокращения за счет внедрения установок малой мощности. И после проведения системного анализа необходимо создать правовую базу для привлечения частных инвестиций в эту область бизнеса.

НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ, ЕКАТЕРИНА Ъ-ГРИШКОВЕЦ




"ЖКХ – самый емкий рынок для малой энергетики".

22.11.2005

«КОММЕРСАНТ»

Олег Брындин, директор по наземным промышленным программам НПО "Сатурн"

– Может ли техногенная авария, к примеру, та, которая произошла 25 мая этого года в Москве, стимулировать развитие малой энергетики?

– Надеюсь, что именно так и произойдет. В 30-е годы прошлого столетия в Нью-Йорке энергетическая катастрофа, приведшая к человеческим жертвам, заставила власти США принять закон, обязывающий каждое предприятие иметь независимое резервное энергоснабжение. И та авария стала для Соединенных Штатов серьезным импульсом для развития энергетического газотурбостроения. Авария, которая произошла в Москве, напоминает случившееся в Нью-Йорке, с той лишь разницей, что катастрофа не привела к человеческим жертвам. Однако она подтвердила исследования ведущих институтов России о том, что единая энергетическая система находится в крайне изношенном состоянии, что необходимо принимать меры по ее кардинальной реконструкции. С учетом того, что на это потребуются значительные капвложения, локально решить эту проблему может малая энергетика – строительство локальных теплоэлектростанций.

После майских событий на всех уровнях начали говорить о том, что нужно внедрять локальные системы и источники энергоснабжения во избежание подобных техногенных катастроф. Но ситуация непростая. Чтобы процесс массового внедрения независимых источников электрической и тепловой энергии был запущен, необходимо решить несколько серьезных вопросов. В первую очередь необходимо принять закон о малой энергетике, которого сегодня нет. Такой закон необходим, чтобы электроэнергия и тепло с малых станций принимались энергосистемой, как, например, ОАО "Ярэнерго" принимает электроэнергию с ГТЭС-12 в Рыбинске. Иными словами, необходим свободный доступ в существующую единую энергосистему. Этого нет, и поэтому работа производителей энергетического оборудования с заказчиками сильно затруднена.

Вторая проблема – отсутствие финансовых средств у заказчиков. С одной стороны, производство электроэнергии и тепла – это выгодный бизнес со сроком окупаемости новой мини-электростанции теоретически в два-три года. Но возникает коллизия, когда объем капвложений известен, а сроки возврата инвестиций не гарантированы, поскольку нет необходимой законодательно-нормативной базы, которая бы формировала тарифы на вырабатываемые энергоносители и обязывала сетевые компании забирать всю производимую электроэнергию.

И третья проблема – сложившиеся стереотипы. Энергетики привыкли к централизованному энергоснабжению и традиционным паротурбинным технологиям. Внедрение газотурбинных установок, несмотря на все их преимущества, не принимается из-за новизны вопроса. Поэтому главная задача – переломить психологию менеджеров РАО ЕЭС, убедив их в необходимости применения газотурбинных технологий.

– "Сатурн" уже устанавливает локальные электростанции?

– Да. Потенциально емкий рынок для машин мощностью 2, 5, 6 и 8 МВт – это муниципальные образования. Мы производим энергоустановки мощностью 6 МВт по четырем проектам в Москве в рамках целевой программы, финансируемой московским правительством. Строительство двух, в Пенягине и Курьянове, уже завершено, а проекты в Зеленограде и Переделкине реализуются сейчас. В Нарьян-Маре "Сатурн" после победы в тендере также построил электростанцию за средства горбюджета.

Однако более характерный и типичный пример – затягивание строительства электростанции в городе Михайловке Волгоградской области, которая могла быть сдана в эксплуатацию еще в 2003 году. Глава михайловской администрации Александр Сурков надеялся на помощь всех уровней бюджета, но денег на малую энергетику не нашли, и сроки завершения проекта сдвигаются на неопределенное время.

Жилищно-коммунальное хозяйство – это самый емкий рынок для энергетических машин малой и средней мощности. В то же время он наименее платежеспособный. Откуда у бедных муниципалитетов деньги? Они еле-еле успевают дыры залатать, подготовиться к зиме. Здесь все-таки инвестиции нужны довольно-таки крупные. Думаю, если не будет помощи государства, у местных властей будут серьезные проблемы с поиском инвесторов. Еще раз повторю, необходим пакет законов. В частности, должны быть определенные налоговые льготы как покупателям электростанций, так и производителям отечественного оборудования, для того чтобы стимулировать развитие отечественного энергомашиностроения.

Если не изменить на государственном уровне подход к развитию газотурбинного оборудования, то западные компании освоят наш рынок, поскольку финансовые инструменты позволяют им привлекать кредиты на более выгодных условиях, зачастую без предоплаты. Уже после установки муниципальные власти сталкиваются с тем, что это оборудование дороже отечественного и при сервисном обслуживании заказчиков просто обдирают до нитки.

– Еще одна группа потребителей в малой энергетике – промышленность. Кто ваши клиенты?

– Наши установки 6 и 8 МВт нужны предприятиям с установленной мощностью оборудования до 40-50 МВт. У нас уже сегодня динамика движения вперед достаточно серьезная. Такого объема контрактов, что заключило НПО "Сатурн" за последние несколько лет на этом рынке, не заключил практически никто из отечественных производителей энергетического оборудования. Но необходимо развиваться дальше. Например, одна из последних тенденций на рынке по установкам средней мощности – требование заказчика сдать объект "под ключ". По этому принципу мы сдали объект в Нарьян-Маре. И сегодня решаем вопросы создания специализированного подразделения или инжиниринговой компании, которая будет заниматься объектами "под ключ".

– Вы производите агрегаты мощностью 4 МВт по заказу "Газпрома"?

– Речь идет о целом семействе энергоагрегатов на базе двигателя ГПА-4-РМ, которое "Газпром" старается применять для различных нужд. Наши агрегаты заказывают для подземных хранилищ газа, линейных компрессорных станций. Новые технологии с магнитными подвесками могут быть использованы при строительстве распределительных сетей, так называемых газовых капилляров. Сегодня мы продаем от 11 до 18 машин в год. И мы уже имеем заказы от нефтяников и нефтехимиков, которые с помощью наших агрегатов хотят перекачивать нефть и нефтепродукты. И мы хотим войти на рынок энергетики с этими машинами, поскольку агрегат "Сатурна" дает экономию затрат не на проценты, а в разы.

Интервью взяла НАТАЛИЯ Ъ-ГРИБ




Запущен первый из двух газоперекачивающих агрегатов ГПА-4РМ производства НПО "Сатурн" на КС "Краснознаменская".

14.11.2005

Финмаркет

28 октября запущен первый из двух газоперекачивающих агрегатов ГПА-4РМ производства НПО "Сатурн" на КС "Краснознаменская" ООО "Лентрансгаз" в Калининградской области. Через неделю планируется запуск второго агрегата НПО "Сатурн". Строительство КС "Краснознаменская" осуществляется в целях реализации Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 г., предусматривающей увеличение мощности газопровода Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград до 1,4 млрд кубометров к началу 2006 года. Ввод нового объекта предусмотрен на конец 2005г. Кроме того, на территории Литвы строится лупинг (параллельная нитка) протяженностью 63 км и реконструируется ГИС "Шакяй".





Краснознаменская станция, сообщает пресс-служба НПО "Сатурн", позволит увеличить объемы поставляемого газа по газопроводу Минск-Вильнюс-Каунас-Калининград, повысить надежность газообеспечения Северо-западного региона и строящейся Калининградской ТЭЦ-2, где сегодня энергетики вводят в эксплуатацию первый парогазовый блок мощностью 450 МВт.




Путин заработал $1,5 млрд. договорившись с китайцами о продаже 38 самолетов.

9.11.2005

Ведомости

Сегодня в Сочи будет подписан контракт стоимостью больше $1,5 млрд на поставку 38 Ил-76 и Ил-78 в Китай. А вчера российский министр обороны Сергей Иванов и китайский Цао Ганчуань встретились с Владимиром Путиным. По мнению экспертов, вмешательство понадобилось, чтобы оживить российско-китайскую торговлю оружием, жизненно необходимую для российского ВПК.

Вчера министр обороны Китая Цао Ганчуань вместе со своим российским коллегой Сергеем Ивановым встречался в Сочи с Владимиром Путиным. Вместе с Ивановым к президенту приехали гендиректор "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов, гендиректор "Сухого" Михаил Погосян и гендиректор "Алмаз-Антея" Владислав Меньщиков.

На официальной части встречи с Цао Путин говорил об успехе первых российско-китайских военных маневров, состоявшихся в августе на территории провинции Шаньдун (КНР). Однако главной целью Путина было желание обеспечить политическую поддержку новых контрактов на поставки российского оружия в Китай, считает эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. И похоже, вмешательство Путина пошло на пользу. По словам источника в администрации президента, в результате переговоров были достигнуты "конкретные договоренности о закупках военной техники". Сегодня в Сочи пройдет заседание двусторонней межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, где будет подписан как минимум один крупный российско-китайский контракт в области ВТС. "Мы ожидаем заключения сделки на поставки в КНР самолетов Ил-76 с двигателями Д-30КП", - сообщила "Ведомостям" пресс-секретарь НПО "Сатурн" Любовь Калинина. В "Сатурне", который как раз и делает эти двигатели, отказались уточнить условия сделки.

Российский источник, осведомленный о ходе переговоров, уточнил, что китайцам будет поставлено 38 самолетов, в числе которых, помимо транспортных Ил-7б, будут самолеты-заправщики Ил-78. Сумма контракта превысит $1,5 млрд, полагает Макиенко. По словам источника в авиапроме, хотя сборка самолетов будет производиться на авиационном заводе в Ташкенте, исполнителем контракта является "Рособоронэкспорт", а до 80% его стоимости придется на российских поставщиков комплектующих. Например, для оснащения самолетов нужно будет сделать 200 двигателей Д-30КП, общая стоимость которых больше $300 млн, говорит источник в ВПК

Однако "Илами" дело не ограничится. По данным источника в ВПК, на заседании комиссии российская сторона предложит китайцам свои новейшие образцы вооружений. Речь, в частности, может идти об истребителях Су-30МКЗ с радарами "Жук-МСЭ", новых неядерных подводных лодках проекта 677 "Лада", стратегических бомбардировщиках Ту-22МЗ, а также новейших типах надводных боевых кораблей. В ходе заседания комиссии будет обсуждена реализация контракта 2004 г. на поставку в КНР 8 дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-ЗООПМУ2 "Фаворит", а также возможность закупок китайцами новых партий морских и сухопутных средств ПВО. Кроме того, по данным источника в авиапроме, с китайцами будут говорить о возможности возобновления лицензионного производства самолетов "Сухого" на авиационном заводе в Шэньяне. "В последнее время в переговорах наметился прогресс, хотя уверенности, что проблема будет решена на этом заседании комиссии по ВТС, нет", - утверждает источник.

"То, что участники встречи были приняты российским президентом, говорит о растущем внимании, уделяемом Москвой военному сотрудничеству с Пекином",

- заявил "Ведомостям" сотрудник китайского МИДа. Это совсем неудивительно, ведь Народно-освободительная армия Китая

- главный покупатель российского оружия и от нее в значительной степени зависит будущее многих отраслей российского ВПК, полагает Макиенко.По его мнению, когда в начале 2004 г. китайцы прекратили закупку комплектов для осуществлявшейся в КНР сборки истребителей Су-27, это поставило АХК "Сухой" в затруднительное финансовое положение. "Для восстановления лидирующих позиций "Сухого" в ВПК компании необходимы крупные китайские заказы", - говорит Макиенко.




Оборонные КБ, НИИ и заводы начали ощущать реальную поддержку государства – первый заместитель генерального директора НПО "Сатурн".

8.11.2005

Москва. ИНТЕРФАКС-АВН

Руководители предприятий ВПК отмечают усиление государственной поддержки крупных наукоемких проектов, реализуемых оборонными КБ, НИИ и заводами в интересах российских силовых структур и зарубежных заказчиков.

"Сейчас мы пришли к моменту, когда появляется понимание со стороны руководства страны наших проблем. Никто оборонные предприятия деньгами, конечно, не засыплет, но мы видим, что государственная система разворачивается в нашу сторону. Со скрипом, с противодействием, но разворачивается, И это принципиально важно", - заявил "Интерфаксу-АВН" первый заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Виктор Чепкин.

Он отметил, что те публичные заявления, которые сделал во время посещения Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения глава правительства Михаил Фрадков по поводу господдержки проекта российского регионального самолета RRJ, для которого НПО "Сатурн" совместно с фирмой "Снекма" делает двигатель, дают возможность работать с банками, двигаться вперед.

По словам В.Чепкина, в течение последнего десятилетия оборонные предприятия были фактически отданы на откуп самим себе. "Нас никто не отвергал, но никто и не поддерживал. Как генеральный конструктор я знал, что рано или поздно здравый смысл восторжествует, но могло оказаться так, что к тому времени на месте некогда именитого КБ остались бы одни руины. Такие, например, как на не менее знаменитых фирмах Микулина, Кузнецова и многих других. Несмотря на десятилетний период безденежья нам удалось сохранить людей, сохранить интеллектуальный и конструкторский потенциал. Сегодня мы и технически, и организационно, и финансово готовы решать поставленные задачи", - сказал он.

Он отметил, что НПО "Сатурн" работает на интересы обороны страны и вправе рассчитывать на поддержку государства, в том числе и финансовую. И такая поддержка реально оказывается.

"Три с половиной года назад говорилось, что создание истребителя пятого поколения будет вестись на 20% за счет бюджетных средств и на 80% за счет собственных. Начиная с середины 2005 года эти пропорции принципиально изменились. Теперь бюджетное финансирование этого проекта составляет 70 %, а собственное - 30%. Более того, правительство заявляет, что готово дать столько денег сколько необходимо для реализации того или иного проекта", - говорит В.Чепкин.




Создание авиационного двигателя пятого поколения идет в соответствии с утвержденным графиком – первый заместитель генерального директора НПО "Сатурн".

8.11.2005

Москва. ИНТЕРФАКС-АВН

Научно-производственного объединение "Сатурн" успешно реализует программу создания авиационного двигателя пятого поколения, предназначенного для установки на перспективный авиационный комплекс проектируемый компанией "Сухой".

"Разработка двигателя пятого поколения является для нас центральной темой. Я абсолютно убежден, что если финансирование будет в тех объемах, которые прописаны в проекте бюджета на следующий год, то мы будем находиться в том графике, который для нас определен правительством", - сказал первый заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Виктор Чепкин.

Отвечая на вопрос "Интерфакса-АВН", чем разрабатываемый НПО "Сатурн" двигатель пятого поколения будет отличаться от двигателей, которые сегодня устанавливаются на истребители семейства Су-27 В.Чепкин сказал, что единственным критерием, который отличает двигатель по поколениям является удельный вес или удельная тяга.

"Двигатель первого поколения с каждого килограмма веса выдавал полтора-два килограмма тяги. То есть если двигатель весил тонну, то его тяга была примерно полторы тонны. Удельный вес двигателя пятого поколения должен быть не выше 0,1. Другими словам при тяге десять тонн его вес не должен превышать тонну. Все остальное это средства достижения этой цели", - сказал В.Чепкин.

По его словам, в идеальном варианте самолетчику нужно, чтобы двигатель выдавал ту тягу, которую ему нужно и при этом ничего не весил.

В.Чепкин сообщил, что на прототипе двигателя пятого поколения (тема 117), который прошел первый этап летных испытаний, уже получен удельный вес примерно 0,1. "Следующий наш шаг - это создание двигателя поколения пять с плюсом. Над его разработкой мы сейчас работаем". - сказал он.

В.Чепкин пояснил, что каждый килограмм двигателя добавляет на самолете еще примерно пять килограмм веса, так как для того, чтобы установить двигатель на самолет нужно серьезно усилить конструкцию планера с учетом допустимых перегрузок, решить ряд других проблем. "Поэтому решающим критерием являются тяга и вес двигателя. Для достижения оптимального их соотношения нужны и новые металлы, и титановые сплавы, керамика, новые технологии и т.д.", - сказал он.

Собеседник агентства отметил, что НПО "Сатурн" фактически уже имеет двигатель с характеристиками пятого поколения . Более того, этот двигатель облетан на серийном самолете Су-27М. "Нам бы хотелось установить эти двигатели на прототип самолета пятого поколения, который имеет другую размерность, лучшую аэродинамику", - сказал В.Чепкин.

По его словам, прототип истребителя пятого поколения на первом этапе скорее всего будет оснащен именно этим двигателем. "Параллельно мы ведет полномасштабную разработку еще более современного двигателя пятого поколения. Это будет двигатель поколения пять с плюсом с удельным весом меньше чем 0,1", - сказал В.Чепкин.




Успешно завершен первый этап летных испытаний прототипа авиационного двигателя пятого поколения.

8.11.2005

Москва. ИНТЕРФАКС-АВН

Научно-производственное объединение "Сатурн" и Авиационная холдинговая компания "Сухой" успешно завершили первый этап летных испытаний прототипа авиационного двигателя пятого поколения.

"На сегодняшний день на специально оборудованном под наши двигатели самолете Су-27М выполнено около 30 полетов. Сначала на самолет устанавливался один новый двигатель, второй оставался штатным, потом полеты выполнялись с двумя двигателями, являющимися прототипами двигателя пятого поколения. Программа первого этапа испытаний полностью завершена. Мы получили отличные результаты, вышли на максимальную скорость. Самолет готов к полетам, и мы сейчас думаем о следующем этапе испытаний", - сказал первый заместитель генерального директора НПО «Сатурн» Виктор Чепкин.

Он отметил, что, по схемным решениям прототип двигателя пятого поколения похож на АЛ-31Ф, устанавливаемый на истребители семейства Су-27. "В действительности это практически новый мотор. При его создании взята трансмиссия двигателя АЛ-31Ф и на нее навешаны все аэродинамические, прочностные, металлургические достижения, которые мы имели в двигателе АЛ-41, создаваемом для самолета МФИ (многофункциональный фронтовой истребитель)", - сказал В.Чепкин.

По словам первого заместителя гендиректора, программа создания двигателя пятого поколения разбита на два этапа. На первом этапе в серийный двигатель внедряются все те наработки, которые были получены при создании двигателя АЛ-41Ф. Эта тема получила условное название 117.

"Логика была такая - давайте все самое лучшее наработанное за десять лет на двигателе АЛ-41 перенесем в двигатель АЛ-31Ф и посмотрим что это нам даст. Как выяснилось, дало очень солидную прибавку в тяге. На авиасалоне МАКС-2005 мы показали двигатель, который спокойно обеспечивает тягу 14,5 тонн (у базового АЛ-31Ф 12,5 т). и это еще не предел", - сказал В.Чепкин.

По его словам реализовать эту программу удалось исключительно за счет средств рыбинского и уфимского моторостроительных заводов.

"Программой предусматривалось изготовление пяти таких двигателей. На сегодняшний день все они изготовлены. Стоило это примерно 1,5 млрд. рублей. Т.е. примерно по 750 млн. рублей для каждого завода", - сказал В.Чепкин .

Он сообщил, что два из пяти двигателей уже испытаны в полете и один на стенде. До этого все двигатели прошли полный цикл наземных испытаний.

"На этих двигателях установлен новый компрессор низкого давления, новые турбины высокого и низкого давления, применена новая автоматика. Двигатель снабжен управляемым вектором тяги. Как показали летные испытания мотор получился неплохой", - сказал В.Чепкин.

Он напомнил, что разработкой двигателя АЛ-41Ф для самолета МФИ, конструкторское бюро занималось с 1986 года. Всего было изготовлено 25 двигателей. "Двигатель АЛ-41 обладает всеми характеристиками двигателя пятого поколения. Он прошел весь комплекс стендовых испытаний. Было затрачено много сил и денег на его разработку. Но в результате перестройки оказалось, что самолет МФИ с весом порядка 30 тонн не нужен. Тему закрыли. Тем не менее удалось выполнить два испытательных полета этого истребителя и на деле показать, что двигатель АЛ-41Ф реально создан и летает," - сказал В.Чепкин.




На создание российского регионального самолета "RRJ" будет выделено из бюджета более 10 млрд. рублей - премьер.

5.11.2005

Комсомольск-на-Амуре. ИНТЕРФАКС

В течение 2005 и 2006 года из федерального бюджета на реализацию проекта строительствароссийского регионального самолета "RRJ" будет выделено более 10 млрд.рублей, сообщил премьер-министр РФ Михаил Фрадков. "Суммы большие, финансирование начато с 2005 года и несколькомиллиардов рублей будет выделено с внесением поправок в федеральныйбюджет текущего года", - сказал М.Фрадков в субботу журналистам, отвечаяна вопрос "Интерфакса". "В 2006 году будет выделено не меньше, а больше, всего за два годабудет выделено более 10 млрд. рублей", - подчеркнул М.Фрадков. Он сообщил также, что одним из возможных рынков для этого самолетаможет стать Китай. "Не исключаю, что это может быть Китай с емкимрынком, где мы имеем хороший опыт сотрудничества в области военной игражданской авиации", - заметил М.Фрадков. Премьер также дал поручение определиться с объемами задолженностиМинобороны перед Комсомольским-на-Амуре авиационным производственнымобъединением за модернизацию самолета Су-27СМ. "Мы обсудили этот вопрос, даны поручения определиться с объемамидолга, чтобы можно было принять решение", - сообщил глава правительстваРоссии. По его словам, речь идет о сумме, превышающей 1 млрд. рублей.




Государство выполнит свои обязательства по финансированию проекта RRJ, заявил Г.Греф.

2.11.2005

АКМ

Государство намерено выполнить свои обязательства по реализации проекта по разработке регионального самолета (RRJ). Об этом сегодня сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф во время посещения авиационного холдинга "Сухой".

По его словам, график финансирования проекта выполнен безупречно. В следующем году финансирование также будет четким. Министр подчеркнул, что в 2006 году на финансирование проекта будет выделено из бюджета 3.8 млрд. руб. Вместе с тем, по словам Г.Грефа, участие государства в этом проекте является минимальным. "Самолет разрабатывается в основном за счет внебюджетных средств, в том числе за счет средств партнеров "Сухого" - Snecma и Boeing. Подписывается также соглашение с Аэрофлотом, уже подключены кредитные ресурсы", - сказал Г.Греф.

Глава Минэкономразвития отметил, что RRJ является абсолютно конкурентоспособным на мировом рынке. Он будет дешевле и эффективнее зарубежных аналогов. В начале 2007 года планируется произвести первые летные экземпляры самолета, в конце 2007 года - 6 самолетов. В 2008 году будет произведено 60 самолетов.

Разрабатываемое семейство самолетов RRJ состоит из шести версий машины с оптимизированной пассажировместимостью (60, 75 и 95 мест) и дальностью полетов (базовая и увеличенная дальность полетов). На все самолеты будет установлен двигатель SM-146 разработки Партнерства "Снекма - НПО "Сатурн".

Перспективный объем продаж самолетов семейства RRG оценивается более чем в $12 млрд. Прогнозируемый спрос на них составит около 800 машин в течение 20 лет.

Разработчиком выступает ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" - 100-процентное дочернее предприятие ОКБ "Сухой". С 2000 года оно занимается гражданскими проектами корпорации "Сухой", основным из которых является разработка RRJ совместно с "АК им.Ильюшина", "КБ Яковлева" и Boeing.




Аэрофлот в ноябре подпишет контракт на покупку самолетов RRJ - Греф.

2.11.2005

Москва. ИНТЕРФАКС

"Аэрофлот" в ноябре подпишет контрактна покупку российских региональных самолетов (RRJ). Об этом сообщилглава Минэкономразвития РФ Герман Греф, отвечая на вопрос журналистов входе поседения компании "Сухой". "В течение ноября будет подписан контракт с "Аэрофлотом", - сказалминистр. Ранее заместитель генерального директора "Аэрофлота" СергейХаритонов сообщил журналистам, что до конца года компания подведет итогитендера по выбору регионального самолета. По словам С.Харитонова,контракт будет рассчитан на закупку 30 самолетов. Как сообщалось, семейство самолетов RRJ создается с участием ЗАО"Гражданские самолеты Сухого" (головной разработчик), авиационногокомплекса имени Ильюшина, ОКБ имени Яковлева и американской компанииBoeing. После ознакомления с разработками по российскому региональномусамолету, Г.Греф в беседе с журналистами подчеркнул, что эти самолеты"лучше, чем самолеты ближайших зарубежных конкурентов". "Это первыйроссийский самолет, который будет абсолютно конкурентоспособным намировом рынке", - сказал министр. По его словам, самолет будет дешевле иэффективнее, чем самолеты ближайших иностранных конкурентов. Министртакже отметил, что производство российского регионального самолетаявляется "одним из приоритетных проектов для России". По его словам,финансирование из федерального бюджета этого проекта будет выполнено вполном объеме и без задержек. При этом Г.Греф отметил, что "есть всевозможности, что в назначенный срок все запланированные этапы созданиясамолета будут выполнены". Г.Греф сказал, что уже в начале 2007 года будут произведены опытныеэкземпляры самолета, а к концу 2007 года будут созданы первые шестьсамолетов. С 1 января 2008 года, по словам министра, начнется серийноепроизводство российских региональных самолетов и уже в 2008 годупланируется построить 60 самолетов. Финансирование из федерального бюджета на 2006-2008 годыпредусмотрено в размере 8,6 млрд. рублей, в том числе в 2006 году - 3,8млрд. рублей. В свою очередь глава Роспрома Борис Алешин отметил, что задачазаключается в увеличении производства самолетов до 100 штук в год. Поего словам, делаются максимальные усилия с тем, чтобы найти покупателейпо всему миру. Б.Алешин также отметил, что на первом этапе около 50% всегооборудования самолета будет иностранного производства, но затем, по егословам, производство будет локализовано в России. Все иностранныепартнеры планируют производить оборудование в нашей стране и в настоящеевремя ведут переговоры с российскими компаниями.





[ АРХИВ СМИ ]






АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)

Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


Twitter Facebook ВКонтакте RSS news RSS press Союз машиностроителей

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2015-2019
старая версия     Powered by SprinCMS 3.44