Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
RU     EN     
 Домой / Медиа / СМИ о компании


Под крылом самолета.

Пресса о компании 7.03.2007

ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ (Москва), N040, 7.3.2007
Новый испытательный стенд НПО "Сатурн" поможет российским двигателям получить международные сертификаты.
В ближайшие дни будет введен в эксплуатацию открытый испытательный стенд одного из основных российских производителей двигателей НПО "Сатурн" совместно с французской компанией Snecma. Стенд построен в рамках программы создания новейшего двигателя SaM-146 на полигоне в Полуево, в 24 километрах от Рыбинска (Ярославская область).
 
В июле 2003 года SAM-146 был объявлен победителем в тендере компании "Гражданские самолеты Сухого" на поставку силовой установки для лайнеров SuperJet-100. Он является единственной интегрированной силовой установкой, специально разработанной для применения на этих регионально-магистральных самолетах нового поколения. Программа SaM146 - это равноправное сотрудничество российской компании НПО "Сатурн" и французской компании Snecma (группа Safran) по разработке, производству и продвижению на рынок новой силовой установки.
Открытый испытательный стенд имеет стратегическое значение для всей авиационной отрасли. "Он уникален, причем для всего Восточного полушария, - утверждает ответственный представитель компании Snecma по проекту открытого испытательного стенда Патрик Ледрю. - На сегодняшний день аналогов ему в Европе не существует. Такие открытые стенды есть только в США у фирмы GE".
Общая стоимость строительства открытого испытательного стенда превысила 25 млн долл. Территория нового полигона занимает 60 тыс. кв. м, на которых расположены как основные здания для персонала, так и помещения для хранения комплекса аппаратных и программных средств, необходимых для работы, а также вспомогательные конструкции и сооружения в виде отапливаемых и звукоизолированных ангаров. Обслуживают стенд более 100 специалистов.
Только абсолютная имитация реальных условий эксплуатации может гарантировать, что двигатель является надежным, безопасным и готов работать под крылом самолета. Открытая часть стенда представляет собой площадку, которая может выдержать 150 тонн нагрузки. Ее толщина - 5 - 6 м, глубина - 4 яруса армирования. Пилон (конструкция, на которой крепится во время испытаний силовая установка) рассчитан на испытания двигателя весом 23, 5 тонны. Практически все реализованные здесь разработки носят инновационный характер. Например, уникальный генератор бокового ветра - система из 12 вентиляторов мощностью 600кВт - будет создавать воздушный поток с силой ветра 25 м/с. Испытания SaM146 должны проходить именно на такой площадке и с помощью самого "требовательного" тестового оборудования, чтобы он, а в дальнейшем и другие двигатели "Сатурна", соответствовал международным нормам по шуму, эмиссии и другим характеристикам.
На стенде будут проводиться длительные испытания и для подтверждения ресурса деталей и агрегатов, а также необходимые сертификационные испытания по попаданию в двигатель посторонних предметов - птиц, града, льда, воды. Для проведения подобных испытаний используются специальные установки - "пушки". При этом соблюдаются все технические требования к скорости и направлению полета объекта и пр., то есть учитываются все требования, предъявляемые международными нормами и правилами.
Кроме испытаний SaM146 на стенде можно тестировать и другие двигатели с классом тяги до 23 000 кгс. Технологические особенности стенда, оснащенного электронной системой контроля за подачей топлива, смазки, воздуха, электропитания с защитой по предельным параметрам, а также блоком контроля электронной системы управления двигателей (FADEC), дают возможность конструкторам, заказчикам и исполнителям получать информацию о ходе испытаний в режиме реального времени непосредственно на рабочих местах с возможностью внесения корректировок.
"Многие международные авиакомпании проявляют большой интерес к нашему испытательному стенду, - говорит исполнительный директор НПО "Сатурн" Игорь Юдин. - Здесь также будет возможность проводить сертификационные испытания по оценке акустических характеристик двигателей. Поэтому стенд имеет большое значение не только для российских, но и для многих крупных компаний мира".
В 1960-е годы в Полуево проходил испытания двигатель РД-36-51, предназначенный для сверхзвукового самолета Ту-144. Уже в те годы возник вопрос об уровне шума, и сейчас, учитывая возросшие экологические требования, легко может появиться повод для беспокойства на этот счет. Но на эти вопросы в компании уже есть четкие ответы. "Подобные опасения безосновательны. Расчеты и наработки, проведенные по SaM-146, показали, что этот двигатель примерно в три-четыре раза менее шумный, чем те, которые мы испытывали здесь раньше. К тому же лесная полоса вокруг полигона является естественной звукоизоляцией.
При предварительном контроле специально приглашенные чешские специалисты выявили, что уровень шума в пределах 150 метров от центра испытаний составляет не больше 12 - 15 децибел. Это почти незаметно для человеческого уха", - утверждает и.о. директора программы SaM146 Леонид Можейко.
Двигатель SaM146, который будет запущен в серийное производство в 2008 году, остается основой долгосрочной программы НПО "Сатурн" в области создания гражданских авиационных двигателей, рассчитанной на 25 - 30 лет. Будучи совместным проектом НПО "Сатурн" и французской Snecma, он положил начало реальной интеграции российских предприятий в международное разделение труда в сфере высоких технологий на условиях равноправного партнерства.
В настоящее время НПО "Сатурн" начало производство двадцати авиадвигателей SAM-146 в рамках программы создания российского регионального самолета нового поколения SuperJet-100 производства "Гражданских самолетов Сухого". Уже запущены в производство восемь моторов опытной конфигурации и двенадцать - серийной. Двигатель успешно прошел предварительные стендовые испытания, в марте начнутся тесты в Полуево.
Далее двигатель пройдет летные испытания на Ил-76 - летающей лаборатории НИИ имени Громова. На финишном этапе создания мотора в 2007 - 2008 годах SAM-146 будет опробован непосредственно на опытных образцах SuperJet-100.
"SAM-146 - уникальный для России международный проект, в том числе с точки зрения инвестиций и совокупного объема продаж за весь жизненный цикл продукта", - считает председатель совета директоров НПО "Сатурн" Юрий Ласточкин. Первоначально планируется выпуск двух тысяч двигателей для тысячи самолетов. Затраты на осуществление программы составляют более 700 млн долл. Из них 170 млн предоставит правительство Франции, 135 млн - правительство России в рамках федеральной целевой программы развития гражданской авиации, по 200 млн - Snecma и НПО "Сатурн".
Как отмечают в НПО "Сатурн", работы по программе SaM146 идут в соответствии с запланированным графиком, а результаты стендовых испытаний показали, что выдержаны все основные характеристики, определенные техническим заданием. По словам ген-конструктора НПО "Сатурн" Михаила Кузменко, "никогда в нашей стране таких результатов на первом же этапе испытаний получать не удавалось".
Серийное производство двигателей будет осуществляться на специально созданном НПО "Сатурн" и Snecma предприятии "Волгаэро". В 2008 году двигатели начнут устанавливать на серийные SuperJet-100. Как планирует компания "Гражданские самолеты Сухого", в том же году начнутся поставки самолета заказчикам. Уже на сегодняшний день есть договоры на поставку 30 самолетов "Аэрофлоту", 10 - "Финансовой лизинговой компании", 15 - "Красэйр", 6 - "Дальавиа". Весь же объем рынка SuperJet-100 до 2023 года оценивается в 1000 машин. Объем заключенных контрактов на самолеты уже превысил 1 млрд долларов.
Автор - Майя Алексеева



[ АРХИВ СМИ ]






Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


TwitterFacebookВКонтактеRSS news RSS press Союз машиностроителей

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2015-2017
старая версия     Powered by SprinCMS 2.73