Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
RU     EN     
 Домой / Медиа / Новости ОДК


АНДРЕЙ РЕУС: ОБРАЗ «ТЕРМИНАТОРОВ» ИЗ «ОБОРОНПРОМА» – ЭТО ЧЬЕ-ТО БОЛЬНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ.

Новости ОДК 7.09.2009

"Время" (Самара), 07.09.2009
Яна Мельникова

Процесс консолидации активов, которые должны войти в структуру Объединенной двигателестроительной корпорации, застопорился. Самарскому кусту предприятий – «Моторостроителю», СНТК им. Н.Д. Кузнецова и Самарскому конструкторскому бюро машиностроения (СКБМ) – отведена особая роль: разработка пилотируемой космической программы и обслуживание интересов стратегической авиации. Об обстановке на самарских предприятиях ОДК и о том, какие их ждут изменения, «Времени» рассказал генеральный директор ОАО «Объединенная промышленная корпорация (ОПК) «Оборонпром» Андрей Реус.
С конкуренцией в ладах
 
- Согласно указу президента РФ, подписанному 16 апреля 2008 г., «Оборонпром» должен консолидировать контрольные пакеты акций предприятий, которые войдут в Объединенную двигателестроительную корпорацию. Что будет представлять собой ОДК в ее итоговом варианте? На какой стадии находится формирование холдинга?
 
- Сейчас процесс консолидации двигателестроительных предприятий практически завершен: в общей сложности «Оборонпром» уже контролирует 83% активов всей отрасли, оставшиеся 17% - это объединение на базе московского двигателестроительного завода «Салют». «Оборонпрому» уже переданы госпакеты НПО «Сатурн» и технологически связанных с ним предприятий, Уфимского моторостроительного объединения, самарского и пермского комплексов. То есть мы выполнили основные моменты указа президента и постановления правительства.
 
Другой вопрос, что реализация указа предполагает не только сбор активов, но и проведение целого ряда корпоративных процедур по приведению объектов в нормальное состояние. Основная «головная боль» – выстраивание четкой системы управления на заводах. Ведь любая корпорация работает так, как работает ее система управления: если она умная, то и корпорация умная. Мы хотим создать систему управления, которая имеет возможность работать в современных условиях, а многие предприятия, вошедшие в ОДК, сейчас к современным условиям не очень-то приспособлены.
 
Мы уже принимаем необходимые решения по повышению эффективности производства: внедряем систему «бережливого произ водства», совершенствуем работу над качеством, начинаем процесс специализации площадок. Эти меры в числе первоочередных, потому что эффективность и производительность у нас в разы ниже, чем у конкурентов. А конкурировать сейчас приходится со всемирно известными компаниями.
 
- Какая роль в корпорации отводится самарским предприятиям?
 
- Самарские предприятия имеют свою функцию, причем достаточно специфическую. Это, в первую очередь, пилотируемая космическая программа и стратегическая авиация. Все очень переживают, когда я говорю о Самаре и не называю энергетические проекты по линии «Газпрома». Но это направление, так называемая «гражданская тематика», присутствует обязательно и сейчас растет по объемам.
 
По образцу и подобию 90-х
 
- Подкреплены ли эти стратегические задачи реальными новыми планами или за Самарой так и останутся лишь ремонты старых двигателей?
 
- Это неверное понимание. Во-первых, сейчас ставится задача по восстановлению производства двигателя НК-32 первого этапа. Мы должны предоставить министерству обороны технико-экономическое обоснование реализации проекта уже в 2013 г. В Самаре с начала 90-х годов не было произведено ни одного нового двигателя для стратегичес кой авиации. Все ограничивалось лишь ремонтами. Мы сейчас эту ситуацию исправляем.
 
Во-вторых, поставлена задача на восстановление производства двигателя НК-33. Уже в сентябре мы рассчитываем подписать контракт с «ЦСКБ-Прогресс» на финансирование части опытно-конструкторских работ (ОКР) по НК-33. По нашим оценкам, общий объем ОКР составит около 700 млн рублей. Возможно, потребуется привлечение кредитной линии. Но здесь ничего критичного нет – этот двигатель востребован, и на него понятен спрос. Проект будет окупаемым.
 
«Оборонпром» сделал четкую и понятую антикризисную программу: поставил реальные задачи и проанализировал, как их можно реализовать. До нас этого никто не делал.
 
- Какие еще меры по спасению самарского «куста» планируете осуществить?
 
- Я не люблю термин «спасение». Я не спасатель и не работаю в МЧС. Я уверен, что для эффективной организации работы три предприятия нужно объединить. Такая программа разработана, и я считаю ее реализуемой. Под целевые задачи и установки, которые стоят перед нами, на самарских предприятиях должна быть определенная конфигурация производственного и управленческого процесса, и мы ее выстраиваем соответствующим образом.
 
- Почему, с вашей точки зрения, самарские предприятия не могут существовать как отдельные бизнес-единицы?
 
- Будет единая структура, вопрос об этом уже решен. Ведь для нас самое главное – сберечь компетенции, которые сейчас есть в Самаре, а не оставить недееспособные юридические лица. Мы ведь ничего нового даже не создаем, а скорее воссоздаем разрушенную после 1991 г. структуру. Ведь именно в такой конфигурации предприятия были интегрированы друг с другом в советское время. У СНТК не было серийного производства, а у «Моторостроителя» не было конструкторского бюро. Мне непонятна боязнь изменить организационную структуру. Объединив предприятия, вывести самарский куст на нормальный уровень работы будет намного проще. Нам необходимо сохранить инженерную, конструкторскую школы СНТК, СКБМ, серийное производство «Моторостроителя». Мы ничего не уничтожаем. В рамках одного предприятия конструкторы будут конструировать, а те, кому надо серийно производить, будут производить. Сложившийся образ «терминаторов» из «Оборонпрома» – это чье-то больное воображение.
 
Варяжьи люди
 
- «Оборонпром» как раз обвиняют в том что, объединяя предприятия, вы отрубаете «голову», то есть научную составляющую, без которой не может быть серийного производства…
 
- Конструкторские подразделения, инженерные школы я считаю важнейшей составляющей отрасли, поэтому мы будем их сохранять, развивать, холить и лелеять. Это ключевой момент. Наглядный пример – НК-33. Двигатель настолько хорош, что забежал вперед своего времени. Мы его восстановим, и он еще 40-50 лет будет использоваться, потому что школа Николая Кузнецова, которая его произвела, сделала это блестяще. Если брать миссию нашей корпорации, то она обозначена как сохранение компетенции по разработке и созданию, запуску в серийное производство новой продукции. Без инженерной школы этого не может быть.
 
- А были ли другие варианты решения проблем на самарских предприятиях?
 
- Надо понимать, что каждое решение ситуативно, а каждая управленческая ситуация – оригинальна. С одной стороны, ты используешь типовые решения, потому что есть опыт, есть практика, которую нельзя сбрасывать со счетов. Но есть еще и реальная ситуация, когда, например, нужно сохранять КБ, платить людям деньги и т.д. Любая стратегия имеет тактическую составляющую, и правильность решений, которые применяются управленцами в той или иной ситуации, показывает только время. Есть объективные понятия оценки. Ведь уже никто не помнит, что творилось на заводах, когда мы пришли к управлению. Никто не помнит, что на СНТК не платили зарплату семь месяцев и долги зашкаливали за 100 млн руб., что электричество было отключено за неуплату. Сейчас оказывается, что до нас на предприятиях были «горы золота», все были счастливы, а потом пришел «Оборонпром», и все стало плохо. Докладываю: мы пришли, заплатили зарплату, включили свет – я лично договаривался с электросетями, благо я знаком с их руководством, загрузили работой заводы. Мы уже вложили в эти заводы больше 5 млрд руб., если посчитать все государственные вливания и деньги самого «Оборонпрома». Я ни в один завод не вкладывал столько денег, сколько в самарский куст.
 
- Тогда почему у «Оборонпрома» столько оппонентов?
 
- В руководство предприятий я поставил «варягов». Для cамарского региона это не первый опыт, но везде, где ты ставишь иногородние кадры, местные жители очень переживают, потому что, естественно, считают себя не менее способными людьми. Но коллектив сохранился весь, а в руководстве присутствует несколько управленцев, которых я поставил. Возможно, кто-то переживает, что не он стоит «у руля». Я не исключаю, что и чей-то теневой бизнес мы задели: вокруг заводов это всегда происходит. А когда заработкам приходит конец, появляются недовольные. Я понимаю, что интересы некоторых людей в регионе не были соблюдены, но невозможно соблюсти интересы всех, когда нужно принимать авральные антикризисные меры. У экономики собственные законы, и всем угодить не получится.
 
Операция «реанимация»
 
- В какие сроки вы планируете решить проблемы самарских предприятий?
 
- По нашим расчетам, два года еще понадобится. Сейчас начинаются мероприятия, которые требуют систематической работы. Необходимо технически перевооружаться. В 2009-2010 гг. на эти цели направим порядка 150 млн рублей. Невеликая цифра, но с чего-то надо начинать. Для нынешнего состояния предприятия, где все оборудование выпущено до 70-х годов, это просто жизненно важно.
 
- А как сейчас вы оцениваете обстановку на предприятиях?
 
- Как рабочую. Понятно, что происходит. Все знают, что есть определенные проблемы. Я понимаю, что сокращения – это всегда болезненно. Но как работать прибыльно, если производительность труда в Самаре в 3 раза ниже, чем на других заводах холдинга – в Рыбинске, Уфе, Перми? Я уже не говорю об иностранных конкурентах! Сейчас ситуация в Самаре понемногу выравнивается: за счет увеличения объемов по линии Роскосмоса, «Газпрома» и, в том числе, за счет сокращений рабочих мест. Здесь дело даже не в кризисе – надо понимать, что есть уровень рентабельности производства. Если выработка не соответствует этому уровню, то нужно проводить оптимизацию персонала. Мы не можем беспрерывно генерировать убытки, а потом приходить в правительство и просить очередной транш помощи. Никому столько не помогали по количеству выделенных средств, сколько Самаре. Я не говорю, что средств достаточно – самарским кустом долго никто не занимался. Я не знаю, где были все, кто нас сегодня критикует, но они как-то затерялись. Сейчас, конечно, можно сказать, что наша антикризисная программа плохая, решения некомпетентные, давайте будем делать все по-другому. Но для того, чтобы это сказать, надо принять совершенно другие решения, а их ни у кого нет. Плюс надо понимать, что когда происходит замена, это стоит времени и денег. А у Самары на это времени нет. Сейчас надо взять одну программу и довести ее до конца. Тем более, что она уже свои плоды дает. У нас есть ясная реализуемая программа с Роскосмосом, с Минобороны. «Газпрому» стали возвращать долги. Процесс производственный идет, и этого не замечать нельзя. У нас только на прошлой неделе были разблокированы расчетные счета предприятий. 5 лет счета были арестованы из-за систематической неуплаты налогов и других обязательных платежей, хотя вроде бы на заводах, как утверждают наши оппоненты, все было прекрасно.
 
- Недавно было подписано постановление Правительства РФ по докапитализации «Моторостроителя» на 1,461 млрд рублей. Когда вы рассчитываете провести допэмиссию?
 
- Думаю, за сентябрь мы решим все корпоративные вопросы, и ориентировочно в начале октября средства придут.
 
- А как относится к допэмиссии еще один крупный акционер «Моторостроителя» - группа «Каскол»? Они намерены выкупать эмиссию пропорционально своей доле или готовы размыть свой пакет?
 
- Переговоры с «Касколом» сейчас идут. Это непростое для них решение: надо либо решаться на размывание пакета, либо тратить средства на выкуп акций, либо блокировать решение об эмиссии. Но я думаю, мы найдем компромисс и решим вопрос. Эмиссию мы проведем, деньги на завод придут – это несомненно. У нас в этом плане сильная позиция для разговора: не хотите, чтобы пакет размывался – вносите живые деньги. Звучит, может, и жестко, но это реальная ситуация. Если я совладелец компании, а ситуация на заводе тяжелая, тогда я должен влиять на нее. Государственные деньги – такие же деньги. Государство вкладывает средства в свое предприятие и хочет, чтобы другие акционеры либо сделали со своей стороны адекватный вклад, либо «подвинулись» с точки зрения величины пакета акций.
 
- В апреле этого года межведомственная комиссия по поддержке стратегических предприятий и организаций ОПК при Минфине РФ одобрила предоставление 3,5 млрд руб. госгарантий «Моторостроителю» и СНТК им. Н.Д.Кузнецова на получение банковских кредитов в размере 5 млрд рублей. На какие цели заводам нужны эти деньги?
 
- На техническое перевооружение, на реструктуризацию. На то, чтобы держать финансовую ситуацию под контролем и принимать меры по расширению производства по всем направлениям.
 
- Руководство предприятий также рассчитывало реструктуризировать задолженность перед региональным и городским бюджетами. Известна реакция властей? Есть конкретные планы и предложения по реструктуризации задолженности?
 
- Власти нормально на это реагируют, понимая, что мы делаем все возможное, чтобы ситуация стабилизировалась. Поэтому, уверен, они пойдут навстречу. Ведь реструктуризация происходит в ситуации, когда начинаешь платить текущие налоги. Мы готовы избавляться и от непрофильных активов. Если сейчас они продаются, их надо реализовывать и закрывать финансовые «дыры». Продал дом отдыха или несколько гектаров неиспользуемых площадей – оборудование купил и т.д.
 
- Есть ли сейчас задолженность по зарплате перед сотрудниками? Какова ее сумма?
 
- Долгов по заработной плате сейчас нет.
 
Новые горизонты
 
- ОАО «Газпром» неоднократно заявляло о своих претензиях к качеству выпускаемой на самарских заводах продукции. Кроме того, за прошлые годы у заводов накопились большие долговые обязательства перед заказчиком. В этой ситуации могут ли рассчитывать самарские предприятия на новые контракты с «Газпромом»? Как сейчас складываются отношения с газовым монополистом?
 
- Долги понемногу отдаем, взаимодействие выстраиваем. И у нас уже планируются новые контракты. В частности, есть решение по применению двигателей НК-36СТ на компрессорной стации «Воркутинская» газопровода Бованенково - Ухта. Это девять двигателей плюс один резервный. Контракт мы ждем в ближайшее время. Это будет первый для завода заказ на новые двигатели за последние несколько лет. А также еще пять двигателей для Новогрязовецкой станции. «Газпром» уже видит, что ситуация на самарских предприятиях меняется, поэтому заказы будут расти. Одно из условий со стороны газового монополиста – в первом квартале 2010 года полностью рассчитаться по долгам 2005-2006 годов.
 
- Планируется ли увеличение работ для космоса?
 
- Да, начиная со следующего года. Будет увеличено количество двигателей, производимых для «ЦСКБ-Прогресс». Точные цифры раскрывать не буду.
 
- Сделка по купле-продаже 25% акций ОАО «Металлист-Самара» была заморожена. По каким причинам? Какие дальнейшие действия будет предпринимать «Оборонпром»: будет ли сделка возобновлена? Если да, то когда, и изменятся ли ее условия, стоимость? Есть ли претензии к нынешним собственникам «Металлист-Самара»?
 
- Вопросы корпоративных покупок и продаж я бы не хотел обсуждать. «Металлист» очень интересный завод, мы с ним работали, работаем и будем работать. У нас сейчас блокпакет акций, и мы можем влиять на принимаемые решения. Поэтому ничего экстраординарного в том, что мы не довели свой пакет до контрольного, нет. Это касается и всех других активов ОДК. Когда финансовая ситуация и в целом в стране, и в отрасли в частности стабилизируется, мы вернемся к этой теме.
 
АНДРЕЙ РЕУС
 
Родился в 1960 г. в Челябинске. Окончил МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «политическая экономия». Доктор экономических наук.
 
С 1983 по 1991 год работал на различных должностях на Челябинском тракторном заводе. С 1994 по 1998 год – финансовый директор Международной академии бизнеса и банковского дела (Тольятти). В 1998-1999 годах работал в Министерстве финансов РФ.
 
С 1999 по 2004 год – руководитель секретариата заместителя председателя Правительства РФ Виктора Христенко.
 
С апреля 2004 года – заместитель министра промышленности и энергетики РФ.
 
С сентября 2007 года – гендиректор ОАО «ОПК «Оборонпром».



[ АРХИВ НОВОСТЕЙ ОДК ]






Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


TwitterFacebookВКонтактеRSS news RSS press Союз машиностроителей

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2015-2017
старая версия     Powered by SprinCMS 2.73