Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
RU     EN     
 Домой / Медиа / Новости


«Каждый должен делать то, в чём может достичь лучших результатов». Как работает аутсорсинг на «ОДК — Сатурн»

Новости компании 27.02.2018

27.02.2018, Источник: https://cheremuha.com/2018/02/27/saturn-outsourcing.html

Разделение труда ведёт к повышению эффективности — эта хрестоматийная истина из учебника экономики применима во всех сферах: от ведения любительского видеоблога до организации сложного промышленного производства. Специализация на высокотехнологичных проектах и модернизация оборудования приводят к тому, что отдельные функции становится выгоднее передавать другим компаниям. Такой трансфер непрофильной деятельности сторонним специалистам называется аутсорсингом. В очередном выпуске из цикла «Заводные практики» «Черёмуха» рассказывает, как эту систему налаживают на крупнейшем предприятии Ярославской области — «ОДК — Сатурн» (входит в Объединённую двигателестроительную корпорацию госкорпорации «Ростех»).



Аутсорсинг: как это работает?

Программа аутсорсинга на предприятии запущена в 2013-м году. До этого оно функционировало как замкнутое производство: всё необходимое для конечного продукта изготавливали самостоятельно. По такой схеме в советское время работали почти все крупные заводы, особенно те, которые получали стратегически важные государственные заказы.

— Раньше «Сатурн» сам производил практически всё от простого болта до сложнейших компрессорных и турбинных лопаток. Сейчас в условиях человеческого фактора и финансовых ограничений мы вынуждены сконцентрироваться на развитии ключевых двигателестроительных компетенций, а более простые вещи, не несущие в себе сложные технологические решения, отдавать сторонним компаниям, — объясняет причины запуска аутсорсинга и. о. заместителя управляющего директора по развитию производственной кооперации «ОДК — Сатурн» Роман Шевантаев.


Роман Шевантаев

Наладить аутсорсинг было непросто: высокотехнологичная продукция предполагает соответствие ряду норм и регламентирующие процедуры. Уровень сложности и требуемое качество деталей максимально высоки. Все узлы авиационного двигателя должны идеально соответствовать чертежам и расчётам. Малейшая погрешность может обернуться не только серьёзными финансовыми потерями, но и гибелью людей.

— В авиационной промышленности, вероятно, самые высокие требования к качеству. Отслеживание продукции начинается с выбора материалов и фактически не заканчивается, когда двигатель покидает завод, — поясняет Роман Шевантаев. — Мы обеспечиваем сопровождение наших двигателей даже в процессе эксплуатации, сотрудничаем с потребителями. Поэтому на полном основании можем требовать высочайшего качества и от наших партнёров.

Среди них немало представителей малого и среднего бизнеса. Их важные преимущества перед крупными производствами — мобильность и заинтересованность в разностороннем сотрудничестве. Главное требование к кандидатам — высокий уровень технологического развития. Это значит, что в арсенале такой фирмы должны быть не только простейшие способы обработки материалов, но и высокотехнологичные. Например, точная сварка и гальваника.



Рыбинское ООО «ТехПромКомплект» стало аутсорсером «ОДК — Сатурн» с самого запуска программы. Это малый бизнес, деятельность которого связана с обработкой металлических изделий по чертежам заказчика. По словам его директора Алексея Первова, наладить сотрудничество помогло «сарафанное радио»: в условиях небольшого города производители и поставщики, как правило, знают друг друга лично.

— [Управляющий директор «ОДК — Сатурн»] Виктор Анатольевич Поляков пригласил нас на совещание. Знаю, что рассматривали несколько вариантов, приезжали на предприятия, смотрели, как организован процесс производства. Во время круглого стола мы обсудили условия работы, объёмы, так и начали сотрудничать, — вспоминает Первов. — Не могу сказать, что пришлось что-то глобально менять, но культуру производства подстроили под отношения с новым партнёром.

Как стать аутсорсером?

Внешних предложений для сотрудничества по программе аутсорсинга «Сатурну» поступает немало. Но строгий отбор может пройти не каждое предприятие: отказ получают 9 из 10-ти компаний. И дело не в том, что они плохо работают, просто не соответствуют высокому уровню запросов, принятых в авиационном двигателестроении.


Продукция аутсорсеров "ОДК-Сатурн"

Кандидаты должны изготовить опытные образцы деталей по представленным чертежам. Специалисты по качеству оценивают изделие, выдают заключение на предмет точности и соответствия нормативам. Далее знакомство с потенциальными аутсорсерами продолжается уже на самом предприятии. Существуют особые критерии оценки технического процесса, в которых учитываются мельчайшие детали — например, какими инструментами пользуются рабочие.

В аттестацию входит не только отслеживание качества продукции — хотя это, конечно, важнейший фактор — но и организация труда, оценка оборудования, работа с документацией.

— Каждое предприятие имеет свои особенности. Например, кто-то может изготавливать продукцию с жёсткой геометрией, но при этом не работает с интересующими нас материалами — жаропрочными металлами, нержавейкой. Поэтому мы каждый раз при аттестации указываем, что можно поправить с точки зрения качества и технических возможностей, — говорит Роман Шевантаев.

Взаимодействие с компаниями-аутсорсерами строится на основе наставничества. Высококвалифицированные специалисты «ОДК — Сатурна» консультируют коллег на всех этапах производства. И это не ситуативные, разовые контакты, а отлаженный процесс, в который включаются все службы предприятия.

— Всех своих поставщиков мы подтягиваем по качеству. Цикл освоения, то есть приведения технического процесса к нашим требованиям и нормам, может растянуться на несколько лет, — продолжает Шевантаев. — Например, вологодская компания «Мезон» изготавливает для нас достаточно сложную деталь — корпус коробки приводов. На протяжении полутора лет приходилось корректировать качество поставляемой ими продукции. Причём, что-то дорабатывали сами, что-то возвращали производителю, остальное просто списывали. Каждая партия деталей досконально анализировалась, выявлялись отклонения. Мы выезжали на само предприятие, подсказывали, что изменить в технологическом процессе, какие инструменты подобрать. Итог — они делают эти корпуса даже лучше, чем могли бы сделать на «Сатурне».



Важный фактор — наличие лицензий на право производства деталей авиационной техники, военных вооружений, наличие военной приёмки. Без этого сотрудничество возможно только по наземной тематике.

На предприятии поставщика должна действовать система менеджмента качества. Именно она является гарантом того, что аутсорсер всегда сможет изготовить деталь с нужными характеристиками. Мало того, качество — это категория, которая распространяется не только на процесс и результат производства, но и на сам контроль. Все измерительные приборы, должны проходить систематическую поверку, иметь соответствующие сертификаты.

— Ярославское предприятие «Компания МК» — один из первых наших партнёров в программе аутсорсинга. Они поставили нам 2000 деталей, и все они были годными на 100 %. Разность фактического диаметра резьбы была в пределах двух микрон. Это высочайший уровень, выше, чем могли бы обеспечить имеющимся на «Сатурне» оборудованием, — приводит пример Роман Шевантаев.

Направления для аутсорсинга определяет особый отдел «ОДК — Сатурн». К внешним ресурсам прибегают, когда развивать направление на самом предприятии просто нет смысла.

— Есть компании, которые могут лучше и дешевле произвести отдельные детали и узлы. Зачем нам тратиться на развитие этих направлений: обучать специалистов, закупать оборудование, налаживать производственные линии? Нам интересны высокотехнологичные вещи, которые можно произвести только у нас: детали турбины, компрессора, камеры сгорания; диски, лопатки. Эти детали вряд ли кто-то сделает лучше, — рассказывает Шевантаев.

Планы и перспективы

Сейчас «ОДК — Сатурн» передало на аутсорсинг производство порядка 500 наименований, к которым относятся детали крепежа, болты, винты, гайки, футорки, штифты, детали вращения, а также более сложные вещи. Например, в рамках программы по изготовлению морских двигателей предприятие отдаёт на аутсорсинг целый ряд сложных узлов: рамы, опоры, коробки приводов, детали камеры сгорания.

География партнёрства широка: Челябинск, Уфа, Омск, Волгоград, Москва, Санкт-Петербург, даже ближнее зарубежье — например, Белоруссия. Местных организаций в числе аутсорсеров немного. По словам Романа Шевантаева, причина в том, что выбор делают в пользу партнёра, способного на длительное эффективное сотрудничество. При этом в «ОДК — Сатурн» заинтересованы в росте количества ярославских поставщиков и расширении сотрудничества с ними.

Говорить о конкретных планах по развитию аутсорсинга с экономически обоснованными показателями, «точками роста», пока рано.

— У нас сейчас нет настолько массового серийного продукта, какой был в 80-е. Перед нами стоят другие задачи, развитие новых направлений. Приоритетом остаются наукоёмкие, технологичные изделия. Процесс их освоения занимает много времени, поэтому серийность пока не является приоритетом.

Но аутсорсинг даёт результаты. В 2013-м году, на начальном этапе, возможности программы оценивали в 500 миллионов рублей — и эта сумма считалась конечной целью. В 2016-м российские предприятия малого и среднего бизнеса поставили «ОДК — Сатурн» продукции на сумму порядка 130-ти миллионов, а в прошлом году – на 300 миллионов рублей. Поэтому уже сейчас очевидно: первоначально установленная планка скоро будет достигнута и, вероятнее всего, повышена.




[ АРХИВ НОВОСТЕЙ ]






Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


TwitterFacebookВКонтактеRSS news RSS press Союз машиностроителей

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2015-2018
старая версия     Powered by SprinCMS 2.73