Газотурбинные технологии для транспорта, обороны и энергетики
 Домой / Медиа / Новости


Ветеран ПАО «ОДК-Сатурн» Нина Лебедева: «Там воюют, а ты в тылу нужен. И надо это вынести, выдержать, преодолеть»

Новости компании 19.05.2020

19 мая 2020 года, Рыбинск. – Еще в преддверии Дня Победы в ПАО «ОДК-Сатурн» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации «Ростех») прошли встречи с фронтовиками и тружениками тыла. Ветеран Великой Отечественной войны, ветеран труда ПАО «ОДК-Сатурн» Нина Михайловна Лебедева была десятилетней девчонкой, когда началась война. На фронте погибли три ее старших брата, а она, младшая, была помощницей по хозяйству и уже с 13-ти лет, учась в ремесленном училище, работницей завода. Проработала на рыбинском моторостроительном предприятии 44 года. В память о годах, опаленных войной, навсегда врезались и вражеские авианалеты на город, и пустые холодные промышленные цеха, и разбор деталей прибывавших в ремонт моторов, и послевоенные трудовые будни, а еще вера в победу страны, в ее скорое возрождение.

    Нина Михайловна Лебедева  родилась 15 марта 1931 года в Рыбинске, была самой младшей в большой дружной семье. «На фронт ушли пять моих братишек, не вернулись трое, - вспоминает Нина Михайловна. - Один погиб 8 мая 1945 года, еще писал до этого, как будто сглазил: «Видно не родился такой немец, который меня убьет».

    Нине было 10 лет, когда началась война.  Вместе со школьными  ребятами она собирала в поле колоски, шила солдатам подарки, выступала с номерами в госпитале. Став постарше, будучи уже в ремесленном училище, ездила на торфоразработки в поселок Тихменево.

    «Помню, в школу придем, чернила замерзают. Сидим в одежде, есть хочется. Выбежим на перемене во двор, от липы шарики насобираем и едим. Весной перекапывали поля - искали прошлогодний картофель, а найдя, на печке-буржуйке запекали и ели. Эту картошку кто «тошнотиками», а кто  «рябчиками» называл», - делится ветеран.

    Линия фронта была далеко, и жизнь стала казаться вполне обыденной, устоявшейся, особого страха у нее, девчонки, не было. Правда, когда наступал вечер и начинались налеты, было, мягко сказать, не по себе: «Немец к нам летал почти каждый день: как десять вечера, хоть часы проверяй.  Мы его узнавали по звуку. Наши-то моторы не так шумят, как вражеские, те с каким-то визгом. И этот визг я хорошо на всю жизнь запомнила… Было страшно, когда в 1942-м году горела нефтебаза, и над городом долгое время стояло зарево… А еще помню жуткое зрелище, когда немцы во время налета спускали осветительные ракеты и весь завод, весь город освещались так, словно был день-деньской».

    Четвертый класс остался  незавершенным. Отец Нины завербовался на Север, и семейство, хоть и не в полном составе, но отправилось с ним. Жили в лесном поселке Умба, в 120 километрах от Кандалакши. Там оказалось не так голодно – рыбы было полно. Но заработки продлились недолго: климат Кольского полуострова не пошел на пользу здоровью главы семьи.

    Вернулись домой в апреле 1944-го. Отец устроился мастером в ремесленное училище, что на базе моторного завода, мать - в след за ним вахтером, туда же взяли и 13-летнюю Нину - осваивать профессию шлифовщика. О том появилась запись в трудовой книжке. Учиться пришлось не два, как положено, а три года, чтобы выпуститься  шестнадцатилетней.

    «Пока занятия в училище не начались, нас отправляли в заводские цеха убирать грязь, участвовать в разборке приходящих с фронта в ремонт моторов. Так называемое кладбище моторов – было просторным большим помещением. В нем ребята постарше разбирали моторы по частям, по деталям. А мы промывали детали, раскладывали их по кучкам. Дальше специалисты смотрели – что из этого подлежит ремонту, а  что никуда не годится», - рассказывает Нина Михайловна.

    Профессия была освоена в труде и учебе: день, как в школе, занятия шли по всем предметам, день практика – работа в цехе, по шесть часов. Тяжело было работать физически, холодно. Эмульсия разъедала руки. Детали – большие да тяжелые. Цеховые, как могли, помогали: «Берегли нас в цехе. Большие детали помогали ставить и снимать. Помню, я работала на валах винта. Это такие здоровые штуки -  сердце мотора! Их сначала ковали, механически обрабатывали – точили на токарных станках, а потом шла доводка до размера - шлифовка посадочных мест под подшипники, базовых соединительных поверхностей для винта. Так и работали смену. Тогда в 13 лет ребенок это  был уже не ребенок, а гражданин страны. Там воюют, а ты – здесь в тылу нужен. И надо это вынести, выдержать, преодолеть».

    После училища, работая на заводе, Нина Михайловна окончила вечернюю школу. «Так по не многу и стала человеком».

    «С 13 лет до 57 лет – получается,  44 года отдано заводу! - отмечает Нина Михайловна. - Шлифовщицей в 19 цехе я трудилась всего год, потом стала контролером, больше 20 лет проработала  в ЦИЛ  - центральной измерительной лаборатории. Мне было 57 лет, когда ушла на пенсию».

    На заводе, с мальчишек, с 17 лет, трудился и муж Нины Михайловны, здесь работала ее дочь, сегодня трудовую династию моторостроителей продолжает внук, а правнуки еще учатся в вузах. Нина Михайловна желает им, как и всем современным молодым людям, быть целеустремленными, настоящими профессионалами, самоотверженно трудиться, как старшие поколения, хранить память о годах, опаленных войной.


    ПАО «ОДК-Сатурн» — двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей и судов. ПАО «ОДК-Сатурн» является членом Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Союз машиностроителей России», Ярославское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России» возглавляет управляющий директор ПАО «ОДК-Сатурн» В. А. Поляков.
    АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию «Ростех») – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.
    Госкорпорация «Ростех» – одна из крупнейших промышленных компаний России. Объединяет более 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Ключевые направления деятельности – авиастроение, радиоэлектроника, медицинские технологии, инновационные материалы и др. В портфель корпорации входят такие известные бренды, как АВТОВАЗ, КАМАЗ, ОАК, «Вертолеты России», ОДК, Уралвагонзавод, «Швабе», Концерн Калашников и др. Ростех активно участвует в реализации всех 12 национальных проектов. Компания является ключевым поставщиком технологий «Умного города», занимается цифровизацией государственного управления, промышленности, социальных отраслей, разрабатывает планы развития технологий беспроводной связи 5G, промышленного интернета вещей, больших данных и блокчейн-систем. Ростех выступает партнером ведущих мировых производителей, таких как Boeing, Airbus, Daimler, Pirelli, Renault и др. Продукция корпорации поставляется более чем в 100 стран мира. Почти треть выручки компании обеспечивает экспорт высокотехнологичной продукции.

Пресс-центр ПАО «ОДК-Сатурн»:
Тел: (4855) – 328-898,
e-mail: press@uec-saturn.ru,
www.uec-saturn.ru

К пресс-релизу о ветеране ПАО ОДК-Сатурн Нине Лебедевой (1) 399 kb
К пресс-релизу о ветеране ПАО ОДК-Сатурн Нине Лебедевой (2) 527 kb
К пресс-релизу о ветеране ПАО ОДК-Сатурн Нине Лебедевой (3) 413 kb
К пресс-релизу о ветеране ПАО ОДК-Сатурн Нине Лебедевой (4) 706 kb

[ АРХИВ НОВОСТЕЙ ]






АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК)

Страница в сети Интернет, предоставляемая распространителем информации на рынке ценных бумаг


Twitter Facebook ВКонтакте RSS news RSS press Союз машиностроителей Карта сайта

© ПАО «ОДК-Сатурн» 2006-2020
старая версия     Powered by SprinCMS 3.44