ОДК-САТУРН

2001г. - цех 6

[ закрыть ]
Загрузка... Пожалуйста, подождите
2001г. - цех 6
Прямая ссылка на файл (если не запустился плеер или чтобы скачать)

НОВОСТИ

По рыбинской технологии

27.10.2012
«Рыбинская среда», №10(101), 2012.

Мы создаем научно-технический задел
Юрий Николаевич Шмотин – родом из Перми. Выпускник Пермского университета, ученая степень – кандидат технических наук. В НПО «Сатурн» работает более десяти лет, с 2010 года – генеральный конструктор предприятия. Тема сегодняшнего интервью – «работа над будущим», - научно-технический задел, над созданием которым трудятся конструкторские подразделения НПО Сатурн.

- Юрий Николаевич, чем, на ваш взгляд, вызвана необходимость создания научно-технического задела предприятия? И что это такое -  НТЗ?
- НПО «Сатурн» поставило перед собой задачу: быть эффективным предприятием не только в краткосрочной перспективе, но и в последующие 30-50 лет и более. НПО «Сатурн» работает в наукоемкой области, и для того чтобы оставаться конкурентоспособным предприятием, нам необходимо готовиться к будущему сегодня, иначе рынок будет занят другими поставщиками. Вот почему создание научно-технического задела, НТЗ, – это то, над чем мы должны работать постоянно, работать эффективно, несмотря на все увеличивающийся объем товарной продукции. 
Что такое ОКБ? Это люди, которые отвечают за "жизнь" конструкции газотурбинных двигателей,  от идеи до ее реализации на этапе НТЗ,  отвечают за выполнение опытно-конструкторских работ,  изготовление первого серийного двигателя, поддержку серийной продукции в производстве  и в эксплуатации. ОКБ - это перспектива предприятия.
Что такое научно-технический задел? Это инновационные решения, конструктивные схемы, технологии, которые должны быть разработаны и экспериментально проверены до  начала опытно-конструкторских работ (ОКР).
До начала ОКР по SaM146 на нашем предприятии было сформирован НТЗ в области численного моделирования самых сложных физических процессов: аэродинамики, теплового состояния, прочности, а также внедрена технология сквозного проектирования/изготовления на базе  3D CAD/CAM систем. Был пройден сложный путь, в котором участвовало не только ОКБ, а также практически все службы предприятия: главного инженера, директора по информационным технологиям, директора производства и др.  Например, создание научно-технического задела только по численным методам газовой динамики,  потребовало более 15 лет. Сначала была идея. Недостаточно уметь экспериментально проверять то, что мы получили, нужно численно предсказать еще на этапе проектирования: а что же мы получим? Мы стали заниматься численными методами газовой динамики: от простых, одномерных, до самых сложных, трехмерных, с учетом нестационарности газодинамических процессов. Сначала мы просто научились считать. Потом мы научились считать так, чтобы то, что мы считаем, соответствовало тому, что мы потом экспериментально получаем. После этого из методологической задачи – научиться делать, - необходимо было научиться делать это быстро так, чтобы вписаться в процесс проектирования. Нам требовалось более трех месяцев, когда впервые стали считать (это было в конце 90-х годов, для того чтобы смоделировать течение газа в межлопаточном канале турбине). И  это значило: мы умеем считать. Но этого было недостаточно для того, чтобы проектировать. Те расчеты, которые ранее делались месяцами, сегодня  выполняются до тысячи в день.  Такому результату предшествовал целый комплекс  работ, от  совершенствования расчетных методик и вычислительных средств, до формирования специалистов, которые по-другому мыслят, которые понимают, что  риски, не проверенные на этапе проектирования, сторицей проявятся при доводке двигателя. Это только маленький пример технического задела, результатами которого мы пользуемся уже сегодня.
В  начале 2000-х годов мы сформировали перечень НТЗ, который дал нам возможность создать SaM146, реализовать другие проекты. Многое из того перечня реализовано, в части проектирования, в части промышленных технологий изготовления. В 2007 году мы по-новому осмыслили создание НТЗ, стали управлять созданием НТЗ как отдельным проектом.
Сегодня мы – «Сатурн» - умеем не только проектировать, но и изготавливать сложнейшие  элементы газотурбинного двигателя. Например, моноколесо диаметром около одного метра, со сложным пространственным профилированием лопаток и обвод в проточной части. Это так называемый блиск,  где лопатки и диск, изготовленный из одной заготовки. Еще десятилетие назад таких технологий на НПО Сатурн не было, и моноколесо получали методом сварки элементов диска с лопатками.
Мы активно работаем над внедрением технологий прототипирования, когда  детали могут быть выращены в специальной установке по математической модели. Технологии прототипирования позволяют выращивать сразу детали из металла, по свойствам сравнимые с деталями, получаемыми методом литья. У нас есть современные технологии, позволяющие нам организовать и успешно выполнять перспективные программы «Сатурна». В 2012 году мы качественно обновили программу НТЗ в интересах будущего  НПО Сатурн.  Мы проводим научно технический совет предприятия, утвердили основные проекты программы по созданию НТЗ. Среди основных проектов нужно отметить работы по разработке  и применению в конструкции перспективных двигателей деталей из композиционных материалов.
Подчеркиваю, важно не просто занять свою нишу в той номенклатуре продуктов, которые продаются сегодня на рынке, важно создать задел для их развития. Мы работаем на глобальном рынке с очень серьезными игроками, такими как «Сафран», «Дженерал Электрик», «РоллсРойс» и др.. Для того чтобы соответствовать и даже опережать лидеров газотурбостроения, нам необходимо управлять концепцией формирования научно-технического задела. 
- Насколько изменилась идеология существования конструкторского бюро НПО «Сатурн» в  условиях вхождения  компании в ОДК, ГК «Ростехнологии»? 
- Повторюсь, мы живем не изолированно. Есть требования рынка, - например, такие, как обеспечение за счет авиации большей мобильности при меньшем вредном воздействии на окружающую среду. Рынок ждет новых видов энергии. Это глобальные стратегические задачи. Эти задачи диктует рынок, ставит Министерство промышленности и торговли перед ГК «Ростехнологии», ОПК «Оборонпром», «Объединенной двигателестроительной корпорацией». И в связи с тем, что НПО «Сатурн» входит в состав ОДК, а наше  КБ является базовым КБ «ОДК», эти задачи напрямую стоят и перед нашим КБ. 
Сегодня совместно с «ОДК» мы работаем над созданием 22-х критических технологий, которые до 2020-2025 года должны не только исключить отставание ОДК от западных компаний, но и обеспечить превосходство на рынке. Это не только создание новых технологий, это формирование системы создания НТЗ.
Мы работаем с институтами отрасли, такими как ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ, работаем с вузовской наукой, работаем над исключением «утечки мозгов» из России на Запад. Мы уже сегодня привлекаем специалистов, которые уехали работать за границу, для того, чтобы они начали снова работать на нашу промышленность. Всё это функции, в том числе, и нашего КБ, как базового КБ «Объединенной двигателестроительной корпорации».
 Мы участвуем в формировании программ ОДК, часто оппонируем, отстаивая позицию «Сатурна». Например, в части того, что недостаточно за счет двигателя SaM146 занять нишу рынка. Может показаться, что цель достигнута, свою нишу на рынке мы заняли. Но наша задача быть первыми в своем сегменте. Для этого необходимо, с одной стороны, вести  работу по совершенствованию его характеристик, а с другой -  по снижению его стоимости в производстве. Мы должны быть привлекательны для заказчика, и значит, совершенствовать и поддержку заказчика в эксплуатации. Это серьезный комплекс задач, и одна из немаловажных составляющих этого комплекса: заказчик должен знать, что наш двигатель будет совершенствоваться. С каждым годом он будет лучше, надежнее, с необходимым для заказчика ресурсом, и отвечающим потребностям расширения диапазонов его работы. Например, одобрение двигателя для условий эксплуатации в условиях мексиканского высокогорья. Или, другой пример,  возможное предложение для ГСС, для SSJ NG на 115-130 человек - за счет чего может быть достигнуто увеличение тяги SaM146? Мы обязаны иметь свое решение этой задачи в интересах заказчика. Словом, с точки зрения техники КБ должно всегда иметь ответ на потенциальный вопрос заказчика. Над этим мы работаем, и будем работать постоянно. 
Записала Наталья Агапова

© ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2018 , Powered by SprinCMS 2.62





www.pravozashitnik.su
Бронирование онлайн. Все гостиницы, отели, хостелы Сергиев Посад
pravozashitnik.su