logo

ОДК-САТУРН

Д-30КУ для ИЛ-62

[ закрыть ]
Загрузка... Загрузка... Пожалуйста, подождите
Д-30КУ для ИЛ-62
Прямая ссылка на файл (если не запустился плеер или чтобы скачать)
***

НОВОСТИ

По рыбинской технологии

27.07.2012
«Рыбинская среда», №7(98), 2012.

Михаил Алексеевич Сасарин возглавляет на НПО «Сатурн» цех №80 – подразделение, которое занимается сборкой двигателей SaМ 146. Знаковое явление для рыбинских моторостроителей – эту ключевую не только для предприятия, но и для всего отечественного авиапрома должность занимает коренной рыбинец. Не просто коренной – общий стаж династия Сасариных на рыбинском моторостроительном заводе насчитывает 170 лет! С 1939 года почти полвека на заводе трудился его отец Алексей Алексеевич, с 1940 по 1978 работала здесь его мать, Анна Николаевна. Уже более сорока лет на предприятии его старший брат Евгений Алексеевич, ныне – ведущий инженер-технолог по испытанию авиационных двигателей. Сын Алексей и его жена Наталия в 2005 году тоже пришли на «Сатурн», и сейчас работают на инженерных должностях.
Всё это я узнала из книги «Сатурн. Династии», вышедшей в свет в прошлом году. Ведь сам Михаил Алексеевич немногословен, в ответах сосредоточен и краток.

«У НАС ПО-ПРЕЖНЕМУ ОСНОВНОЕ – ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР».
 

- Вы родились в Рыбинске?
 
- Да. Родители работали на заводе, отец – инженером, мать – в конструкторском бюро. Сюда пришел работать и мой старший брат, и работает здесь до сих пор. А я на предприятии с 1979 года: окончил РАТИ, отслужил в армии и пришел на завод.
 
- Следовательно, вы на заводе 33 года. Назовите те изделия, с которыми пришлось работать.
 
- Я начинал работать производственным мастером на двигателях Д30КУ  и Д30-КП . Тогда их поточное производство проходило процесс становления. Затем было так называемое изделие 36, это двигатели для крылатых ракет. Всё это было еще при Павле Федоровиче Дерунове, тогда начиналось их освоение, и работы было много. Позднее я перешел на работу в 45-й  механо-сварочный цех, где изготавливались детали для всех двигателей. А в последнее время – с 2006 года – я возглавляю новый, 80-й цех, в котором идет сборка двигателей нового поколения - SaM 146. 22 июня исполнилось шесть лет с тех пор, как мы собрали и отправили на испытательный стенд первый такой двигатель.
 
- Сколько же этих двигателей было сделано за прошедшие годы?
 
- Достаточно много. В этом году мы собрали 14 двигателей SaM 146.
 
- Как вам работается в обстановке столь пристального внимания к вашей продукции?
 
- Внимание действительно пристальное: и со стороны заказчика – это «Гражданские самолеты Сухого», и со стороны французских специалистов, вместе с которыми мы работаем над этим проектом, и, конечно, со стороны президента, неоднократно бывавшего у нас. Это, конечно, очень ответственная работа.
 
- Как вы восприняли эту историю с падением самолета Superjet 100?
 
- Очень болезненно. Когда я 9 мая увидел бегущую строку по телевизору, не поверил своим глазам. Когда не знаешь причины, поначалу испытываешь шок. Сейчас уже известно, что техника была ни причем, и наши двигатели работали до самого момента столкновения с землей. Вообще, двигатели нас ни разу не подвели, хотя было очень много сертификационных испытаний – и по забросу птицы, и по отрыву лопатки… Эту ситуацию мы моделировали, закладывая взрывчатку. Важно было, чтобы оторвавшаяся лопатка не пробила корпус… Сложнейшими были испытания на открытом стенде по забросу льда, града, воды… Чтобы перейти к серийному производству, требуется пройти много испытаний. Во всех случаях двигатель показал себя с лучшей стороны. И проведены они были в достаточно короткие сроки: в 2006 году мы собрали первый двигатель, а в 2009-м уже получили сертификат типа.
 
- Вы производственник, и в своей практике работали с разными двигателями.  В чем, по-вашему, существенное отличие SaM 146?
 
- Прежде всего, в его производстве используются высокие технологии. Кроме того, у этого двигателя очень удачная модульная конструкция. В новом двигателе немало готовых агрегатов, которые мы получаем готовыми у иностранных поставщиков. Ну и, конечно, в новом двигателе используются совершенно новые материалы высшего качества, материалы нового поколения.
 
- Сейчас «Рыбинская среда» публикует воспоминания ветеранов-моторостроителей о том, как в 60-70 годы ХХ века производили, испытывали и на ходу дорабатывали авиационные двигатели, о том, как важен был человеческий фактор в столь сложном производстве. Скажите, сейчас по-прежнему важно – кто именно собирает авиадвигатели?
 
-  Конечно. В сборке авиадвигателя нового поколения по-прежнему одним из решающих факторов остаются человеческие руки и голова. По-прежнему основное – человеческий фактор! Нигде ошибки быть не может. Несмотря на то, что это же авиационная техника – сложнейшая! Семь раз отмерь – один отрежь, - принцип такой. В цехе у нас работают молодые ребята, но все с большим чувством ответственности. Нам от человеческого фактора никуда не деться. На «Сатурне» есть подразделения, где важны высокотехнологичные станки, которые может быть, обслуживает один оператор. Там, конечно, в основном, всё зависит от техники. А сборка – это ручной труд, - так было, так есть.
 
- Как вы подбираете этих ребят?
 
- Сначала был костяк, с которым мы пришли в новый цех из другого подразделения – корпуса №6, где собирают двигатели Д30-КУ и где мы раньше вместе работали. Новых людей выбирали, учили… Кто-то пришел из других цехов завода, кто-то – «из-за забора», как у нас говорят.
 
- Всё это люди с высшим образованием?
 
- Не обязательно. Я бы не сказал, что в нашем деле образование главное…
 
- А что главное?
 
- Надежность. Целеустремленность. Порядочность.
 
-Сколько человек собирают у нас двигатели SaM 146?
 
- Производственных рабочих у меня 33 человека. Например, бригадиром у меня работает Алексей Перов. Может, слышали? У него нет высшего образования, но он был доверенным лицом президента. И работает прекрасно. Вообще, я хотел бы отметить многих. Например, начальника техбюро Бориса Юрьевича Яковлева, слесарей-сборщиков Сергея Сухачева и Сергея Смирнова, зам. начальника цеха Николая Соколова, начальника БТК …. ?? Звягинцева, старшего контрольного мастера Марину Евгеньевну Румянцеву, и многих-многих других. У нас коллектив очень хороший.
 
- Всё это рыбинцы?
 
- Да, все наши.
 
- В последнее время в Рыбинске много перемен. Что бы вы отметили как знаковое событие?
 
- Я в этом городе живу давно – в 1961 году мы переехали сюда из-за Волги. Отцу тогда дали квартиру в новом доме – тогда активно строились пятиэтажки. Так что город рос на моих глазах. Что могу сказать? - Сейчас, после трудных лет,  город оживает. Нельзя не заметить, что в городе наводится порядок. Хочется особенно отметить ремонт зданий. Я живу на улице Кулибина, и каждый день вижу, как обновляется больничный городок: идет ремонт родильных домов, активно ремонтируют дороги. Хорошо, что уделяется большое внимание школам. Знаю не понаслышке – у меня жена работает в 29-й школе. Там отремонтированы спортзал, столовая. Очень важно, что в городе начали серьезно заниматься спортивными сооружениями.
 
- Чего, на ваш взгляд, нашему городу не хватает?
 
- Работающих предприятий. Вспомните, сколько было у нас заводов: приборостроительный, электро-механический, завод очковой оптики, завод полиграфических машин… Тысячи людей трудились на заводах, которых нет и которых городу не хватает. Не хватает для того, чтобы он, как и прежде, был сильным промышленным центром. 
Записала Анна Романова


© ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2018 , Powered by SprinCMS 2.62