РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Двигателестроительная кооперация или кустари-одиночки?

Пресса о компании 25.07.2007
ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КУРЬЕР (Москва), N028, 25.7.2007
Кто будет делать мотор для истребителя пятого поколения.
В ходе недавнего выездного заседания Военно-промышленной комиссии, прошедшего в ОКБ Сухого и посвященного ситуации с разработкой и производством перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, первый вице-премьер Сергей Иванов отметил: "Мы подходим к окончанию ОКР. Фирма-разработчик подтверждает готовность к первому полету опытного самолета в конце 2008 года". Председатель ВПК охарактеризовал проект ПАК ФА как имеющий "большое государственное значение. Он является приоритетом в ГПВ-2015. В XXI веке ПАК ФА станет базовым, основным фронтовым самолетом ВВС России".

Эксперты отмечают, что успех проекта российского истребителя пятого поколения в значительной степени зависит от двух "встроенных" в программу ПАК ФА субпрограмм: разработки бортового радара с активной фазированной антенной решеткой и создания принципиально нового двигателя, способного обеспечить сверхзвуковой крейсерский режим полета.

В рамках созданной АХК "Сухой" кооперации радар с АФАР было поручено проектировать НИИП им. В.В. Тихомирова - признанному лидеру в области разработки бортовых РЛС. Что же касается силовой установки перспективного истребителя, то головным разработчиком было определено НПО "Сатурн". Отметим, что именно "Сатурн" и его кооперация разработали изделие "117С" - двигатель, успешно прошедший стендовые и летные испытания, который в следующем году обеспечит начало летных испытаний первого прототипа ПАК ФА. Как заявил в ходе недавнего авиасалона в Ле Бурже генеральный директор АХК "Сухой" Михаил Погосян, "двигатель первого этапа создан, нас он устраивает. Он полностью соответствует расчетным характеристикам. По двигателю второго этапа у нас еще есть время, чтобы принять соответствующее решение".

Для решения данной задачи объединены интеллектуальные усилия отраслевых институтов, ведущих двигателестроительных ОКБ и предприятий, имеющих научно-технический задел для разработки перспективного двигателя и сохранивших научно-конструкторский и технологический потенциал. В созданную кооперацию вошли ОАО "НПО "Сатурн", ОАО "Уфимское МПО", ОАО "Климов", ОАО "Авиадвигатель", ФГУП "ЦИАМ им. П.И. Баранова", ОАО "АМНТК "Союз", ФГУП "ВИАМ", ОАО "СТАР", ФГУП "НПП "Мотор", ОАО "ВИЛС". Конструкторскими бюро, вошедшими в кооперацию, разработаны практически все отечественные газотурбинные двигатели в интересах ВВС РФ. Решением технического совета кооперации на НПО "Сатурн" возложены полномочия представлять интересы предприятий кооперации в конкурсе, проводимом Минобороны России по разработке перспективного двигателя 2-го этапа для ПАК ФА.
Примечательно, что сформированная в конце минувшего года кооперация российских предприятий при головной роли НПО "Сатурн" по разработке перспективного авиационного двигателя 5-го поколения, являясь открытой для компаний, не вошедших в нее на первом этапе, продолжает расширяться. Намерение войти в кооперацию в ближайшие сроки выразило Уфимское научно-производственное предприятие "Молния", имеющее более чем 65-летний опыт разработок систем зажигания. В настоящее время УНПП "Молния" является также серийным изготовителем электрических систем зажигания для авиационных, наземных и морских ГТД, ГТУ, специальных изделий.
По оценкам экспертов, созданная кооперация позволяет обеспечить сохранение и развитие потенциала российского двигателестроения, а также консолидировать интеллектуальные, мате риальные, конструкторские и технологические ресурсы страны. Данная структура, закрытая для иностранных инвесторов и партнеров, должна сконцентрировать и реализовать все новейшие разработки для ОПК, которые в дальнейшем воплотятся в новые двигатели для самолетов "военного дивизиона" Объединенной авиастроительной корпорации.

Особняком поставило себя, пожалуй, лишь одно предприятие - ММПП "Салют", не пожелавшее работать в рамках созданной двигателестроителями кооперации и "потянувшее одеяло на себя". Откуда подобные амбиции у простого серийного завода? Основная продукция "Салюта" - моторы АЛ-31Ф и их модификации. Пытаться создать на базе АЛ-31Ф двигатель пятого поколения - это все равно, что путем тюнинга устаревшей жигулевской "копейки" пытаться на равных конкурировать с последними моделями БМВ или "Мерседеса". Такое в автопроме никому и в голову не придет. А в авиапроме происходят чудеса: "Салют" объявляет, что по своим параметрам последние модификации АЛ-31Ф приближаются к требованиям двигателя пятого поколения, причем "формирование задела по двигателю пятого поколения" предприятие ведет без привлечения бюджетных средств. Однако "Салют" - это ФГУП, оно полностью принадлежит государству. Поэтому все средства на расчетных счетах и депозитах - государственные. Так на какие же "собственные средства" ведется тюнинг АЛ-31Ф?
Как вообще выглядит стремление серийного завода взять на себя "параллельные" функции в разработке двигателя пятого поколения? Примерно так же, как если бы серийные авиазаводы "суховской" кооперации в Комсомольске-на-Амуре, Новосибирске или Иркутске попытались бы отодвинуть в сторону ОКБ Сухого и заявить, что именно они претендуют на создание ПАК ФА - путем "модернизации" Су-27 и Су-30, а знаменитое КБ Павла Сухого пусть соревнуется с ними. Абсурд? Разумеется! Так почему же подобные претензии появляются у серийного двигателестроительного завода?

В данной статье не идет речь о лоббировании предложений того или иного участника предстоящего тендера по силовой установке ПАК ФА второго этапа. Речь идет о здравом смысле, об ответственности должностных лиц, принимающих соответствующие решения, имеющих далеко идущие последствия для интересов обороноспособности России, в конце концов о самоуважении нашей страны. К тому же их необходимо оградить от любых форм давления, в том числе - массированных РR-акций. А то уже в СМИ появляются агрессивные статьи, в которых мнение участников кооперации предлагается "спустить в унитаз", сам предстоящий тендер именуется "бумажным" и утверждается, что "Военно-промышленной и конкурсной комиссиям трудно, а быть может, даже и невозможно принять решение о головном разработчике двигателя пятого поколения". Вот так вот!

Впрочем, подобные "лобовые" выпады по поводу компетенции членов ВПК и конкурсной комиссии едва ли сослужат добрую службу тем, кто претендует на особую исключительность и не желает идти в одном строю с коллегами по двигателестроительному цеху.
 
Михаил Татищев



[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



1969г. - Всесоюзный вторник-семинар на заводе

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



2 августа    - Состоялся 34-й (летний) Слет молодежи ПАО «ОДК-Сатурн» 04 августа 2017 года, Рыбинск. – Победой ...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62