РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Cилы небесные.

Пресса о компании 21.08.2007
ДМИТРИЙ ЛИТОВКИН, Известия, 21 августа 2007 г., Москва.
Выбор разработчика двигателя для истребителя пятого поколения затягивается
Воевать в любых погодных условиях, независимо от времени суток, нести больше ракетно-бомбовой нагрузки и при этом обладать сверхманевренностью, позволяющей вести бой как на предельно малых, так и на сверхзвуковых скоростях, — все это требования к перспективному истребителю 5-го поколения, который разрабатывается компанией "Сухой". Станет ли он достойным конкурентом американскому F-22 Raptor или нет, во многом зависит от того, какой двигатель будет установлен на наш самолет.

Вектор тяги
Американский истребитель 5-го поколения Raptor серийно выпускается и поступает на вооружение ВВС США. В России же первый полет истребителя 5-го поколения, который пока носит безликое название "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации" (ПАК ФА), запланирован лишь на конец 2008 года, а начало серийного производства — на 2015 год. Но от того, будет создан этот истребитель или нет, пусть и с опозданием по отношению к США, во многом зависит, сможет ли Россия вернуть себе статус мировой авиастроительной державы. Ставки высоки.
Если говорить о предыдущем поколении истребителей — 4, 4+, а машины именно этого поколения составляют основу истребительной авиации ведущих стран, включая США, то здесь по ряду параметров мы превосходим американские истребители. Например, наши Су-30МКИ и МиГ-29ОВТ обладают двигателями с изменяемым вектором тяги, что дает им серьезное преимущество по маневренности перед американскими аналогами.
Признают это и сами наши конкуренты. Например, после того как в совместных учебно-тренировочных боях американских F-15C/D Eagle и индийских Су-30МКИ во всех схватках победителями вышли индийцы, американский генерал Хал Хомбург, возглавляющий службу Air Combat Command ВВС США, заявил, что США "не настолько обогнали весь остальной мир, как нам хотелось бы думать. Российские истребители Су-30МКИ лучше основного американского истребителя F-15С "Игл".
Военно-воздушные силы стран, на вооружении которых находятся эти машины, имеют определенное преимущество и в перспективе могут представлять угрозу американскому господству в воздухе". Главное, что поразило эксперта, — это маневренность российских машин.
Поэтому сегодня наблюдается повышенный интерес к авиасалону МАКС-2007 в подмосковном Жуковском, где представлены последние наработки и по истребителю 5-го поколения в целом, и по двигателям для этого истребителя в частности. Стоимость программы создания истребителя 5-го поколения оценивается специалистами минимум в 10 млрд долларов. Половина затрат придется на создание двигателя.
Разработчик самого истребителя известен уже довольно давно — КБ "Сухого". При этом следует отметить, что КБ "Сухого" при кажущемся отсутствии альтернативы завоевало право разрабатывать новый самолет в острой конкурентной борьбе идей, концепций и взглядов на перспективу развития боевой авиации с КБ "МиГ".
А разработчик двигателя для истребителя 5-го поколения еще не определен. И вся борьба — а с учетом масштабов финансирования борьба будет очень острой — еще впереди. Основными претендентами на право создания нового двигателя считаются ММПП "Салют" и кооперация ведущих институтов и предприятий в области двигателестроения во главе с НПО "Сатурн".
Первый конкурент предлагает самостоятельно модернизированный двигатель АЛ-31Ф, созданный в свое время фирмой Архипа Люльки (сегодня входит в НПО "Сатурн") для истребителей марки Су-27. Его модификация АЛ-31М1 принята на вооружение ВВС России в качестве варианта модернизации строевых истребителей. А НПО "Сатурн" исходит из того, что необходимо делать технологический рывок, и предлагает принципиально новую разработку двигателя 5-го поколения. Естественно, эта разработка тоже во многом опирается на предыдущие проекты. Но в ходе глубокой модернизации своих прежних двигателей "Сатурну" все-таки удалось получить качественно новый продукт — двигатель 117С. Этот двигатель выбран КБ "Сухого" для своего нового, самого перспективного на сегодняшний день самолета — Су-35.
И на МАКСе Су-35 представлен именно с двигателями 117С. "Двигатель 117С давно эксплуатируется и показывает прекрасные данные, — говорит технический директор, генеральный конструктор НПО "Сатурн" Михаил Кузменко. — Его можно устанавливать на любые самолеты, на которых стоит двигатель АЛ-31Ф или его ближайшая производная. В том числе на истребители Су-27, Су-30, Су-33, Су-34, Су-35 и другие машины.
Размерность двигателя 117С мы старались сохранить и таким образом обеспечить преемственность и конкурентоспособность, облегчая производителям самолетов переход с одного двигателя на другой. 117С пока производится в опытном порядке. Но подготовка производства к его серийному выпуску фактически уже выполнена. Теперь предстоит провести обязательный комплекс работ с доводкой двигателя и завершением госиспытаний. Только после этого он будет запущен в серийное производство. При этом, естественно, должен быть обеспечен четкий, гарантированный заказ со стороны производителей самолетов, ВВС, государства. Это самый больной вопрос. Делать двигатель ради спортивного интереса — слишком дорогое удовольствие".
Характерные черты
Многие характеристики двигателя 117С вплотную приблизились к характеристикам двигателя 5-го поколения, но это еще не "пятерка". Увы, нельзя сделать новое поколение, лишь модернизируя то, что есть. И двигатель 117С — это результат глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф. Получить новое качество можно, только создав принципиально новый двигатель. Реализовать на практике эту идею с нуля нельзя — должна быть связка между прошлым и будущим. В процессе такой работы накапливается определенный задел, появляются некие "изюминки" при сложении которых и получится принципиально новое качество. Кроме того, как рассказывает Кузменко, у "Сатурна" есть двигатель с условным названием "двадцатый", созданный еще во времена СССР. "Все это частички нашего опыта, — говорит генеральный конструктор "Сатурна", — из которых складывается будущий двигатель".
Концепция двигателя 5-го поколения держится на соотношении веса к выдаваемой тяге. То есть на килограмм собственного веса мотор должен создавать 10—12 кг тяги, таким образом, новый двигатель должен достичь тяги 16—18 т. Для сравнения: у двигателя АЛ-31Ф этот показатель равен 12,5 т, у 117С — 14,5 т. Также новый двигатель должен обеспечивать крейсерскую сверхзвуковую скорость. На современных моторах "Су" или "МиГ" достигают сверхзвука только при кратковременном включении форсажа.
Двигатель НПО "Сатурн" — 117С уже сейчас совершенно спокойно позволяет летать на крейсерской сверхзвуковой скорости. Более того, во время обкатки нового мотора на истребителе Су-27 пилотам даже удалось превысить считавшиеся предельными пилотажные возможности машины. Как рассказывают в КБ, некоторые из этих полетов стоят за гранью мировых рекордов.
Например, у самолетов "Су" есть предельная скорость, которой они достигают с обычными двигателями. Сейчас она значительно превышена. Это говорит о том, что истребитель может летать быстрее, брать больше ракетно-бомбового вооружения и при этом обладать большей маневренностью. Соответственно внедрение двигателя, созданного на базе идей, заложенных в 117С, может дать существенный прирост боевых возможностей ВВС. Есть еще один важный параметр, над которым сейчас усердно работает кооперация, сложившаяся под эгидой "Сатурна", — рабочий ресурс двигателя.
Он должен составлять 4 тысячи часов, как и ресурс самого истребителя, что для отечественных авиадвигателей сегодня считается запредельной величиной. А увеличение ресурса означает, что наши летчики смогут летать до регламентных работ на двигателе не только больше, чем сейчас, но и используя его в критических режимах. По данным ВВС, только средний ремонт двигателя стоит от 5 до 20 миллионов рублей.
Идущие вместе
Сегодня НПО "Сатурн" отдает себе отчет, что качественный скачок от 117С к полноценному двигателю 5-го поколения возможен только при широкой кооперации научных институтов и двигателестроительных КБ страны. К сотрудничеству уже привлечены ОАО "УМПО", ФГУП "НПП Мотор", ОАО "Авиадвигатель", ОАО "Климов", ФГУП "ЦИАМ им. Баранова", ОАО "ВИЛС", ФГУП "ВИАМ", ОАО "АМНТК "Союз", ОАО "Стар" и др. Как считают в "Сатурне", кооперация не только позволяет обеспечить сохранение и развитие потенциала российского двигателестроения, но и консолидировать интеллектуальные, материальные, конструкторские и технологические ресурсы страны. Эта структура должна сконцентрировать и реализовать все новейшие разработки для ВПК, которые в дальнейшем воплотятся в новые двигатели для самолетов "военного дивизиона" Объединенной авиастроительной корпорации.
Участники кооперации единогласно признали лидирующую роль НПО "Сатурн", обладающего высококвалифицированными конструкторскими кадрами и мощной производственной базой, имеющего успешный опыт разработки авиадвигателей поколения 4, 4+, 5 для военной (АЛ-31Ф, АЛ-31ФН, АЛ-31ФП, изделие "117С") и гражданской (SaM146) авиации страны.
При этом, как считают эксперты, создание кооперации вокруг НПО "Сатурн" открывает реальные перспективы для того, что двигатель 5-го поколения действительно появится. Во всяком случае, еще до начала тендера предприятия уже выполнили аванпроект двигателя с определением его технического облика, были подготовлены проекты частных технических заданий и проекты договоров с соисполнителями на разработку узлов и систем, оформлена и находится в стадии согласования межведомственная целевая программа "Перспективный двигатель второго этапа ПАК ФА".
Что же касается сроков проведения тендера, который должен определить разработчика нового двигателя, то это мероприятие по различным причинам уже откладывалось не один раз. И, как считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, если проведение тендера будет отложено на длительный срок, то это может негативно отразиться на программе создания истребителя 5-го поколения.



[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



1975г. - ул. Кирова

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

19 июля    - Ростех подтвердил соответствие системы менеджмента качества ОДК национальным стандартам Жуковский, ...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62