РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Миссия выполнима.

Пресса о компании 15.01.2008
"Элитный квартал", №1, 15 января 2008, стр. 12-18, рубрика БОЛЬШОЙ РАЗГОВОР, текст: Ирина Дерябина.
В 32 года Юрий Ласточкин встал во главе предприятия, которому многие эксперты пророчили скорую гибель. За 10 лет «Сатурн» превратился в одну из крупнейших компаний России, которая имеет все шансы вместе со страной уверенно занять свою нишу на мировом рынке газотурбинной техники ХХI века. Только за первые шесть месяцев 2007 года капитализация НПО «Сатурн» выросла на 120 млн. долларов и почти достигла отметки в полмиллиарда долларов. А уже в будущем году в небо поднимется первый региональный самолет «Сухой СуперДжет100», на котором будет установлен двигатель нового поколения, созданный совместно с французскими партнерами компанией НПО «Сатурн».

- Юрий Васильевич, можно ли сказать, что вы планомерно занимались выстраиванием своей карьеры или вы «карьерист поневоле», если можно так выразиться?

- Можно было бы сказать, что я карьерист, но последние 10 лет я проработал на одном месте и в одной должности. Я каждый раз встречаюсь с молодыми сотрудниками и призываю их делать карьеру. Это нормальное желание каждого человека. Не обязательно для этого становиться директором или начальником: можно стать квалифицированным конструктором, квалифицированным технологом, получить совершенно уникальную компетенцию, зарплату,  признание… У нас сегодня огромный дефицит квалифицированных компетентных людей в любой сфере деятельности.  А в целом это нормально, если человек делает карьеру.

 

- Что вам пришлось поменять в себе, когда вы встали во главе одного из крупнейших российских предприятий?

- Практически все. Нужно было переработать огромное количество информации, выработать привычку ежедневно принимать большое количество решений. Естественно, были и ошибки, их не надо стесняться. За мое обучение компания заплатила просто гигантскую цену. Нужно было менять способы общения с людьми. Чтобы управлять такой компанией, необходимо быть собранным, жестким человеком, потому что иначе масштабы компании, масштабы проблем компании просто раздавят любого, кто начнет сомневаться, заниматься самокопанием. Нужно много общаться с людьми, потратить усилия на выбор и формирование команды со сверхкомпетентностью в конкретных областях знаний.  Нужно научиться по-другому относиться ко времени, потому что его практически не остается. Естественно, это было непросто. Сейчас, спустя много лет, рассуждать об этом уже легко, а тогда все давалось непросто. Я обыкновенный человек, и мне пришлось поменять большую часть себя.

 

- Последние 10 лет «Сатурн» демонстрирует пример грамотной стратегии, правильного выбора приоритетов и партнеров. Как можно обозначить задачи, которые вы поставили перед предприятием, заняв пост генерального директора?

- Когда я встал во главе компании, а это было 10 лет назад, первое, что потребовалось, – выработать стратегию развития предприятия. На это ушло несколько лет. Ведь новый двигатель разрабатывается 5-10 лет, выпускается 30-50 лет, и от принятых решений зависит судьба работы компании на десятилетия. Мы провели исследование рынков авиационных двигателей и газовых турбин. И, в конечном итоге, приняли очень важное решение: отказались от непрофильных задач, которые ставились ранее, и начали развивать основную специализацию: разработку и производство авиационных двигателей, производство газовых турбин.

 

- Сегодня НПО «Сатурн» успешно реализует совместный с французской корпорацией Snecma проект создания двигателя SaM146 для установки на региональном самолете «Сухой СуперДжет100». Это первый для России пример международного сотрудничества в этой отрасли?

- Да, это первый и пока единственный проект такого рода. Затраты составят больше, чем полмиллиарда долларов. Но это даст гарантированно очень высокий объем рынка, это продажа нескольких тысяч двигателей,  это проект, рассчитанный на 25-30 лет.

Мы объединили усилия с французскими партнерами, чтобы проект получился удачным с технической точки зрения, при этом он должен быть конкурентоспособен по цене. Наша задача - создать двигатель с очень высокими характеристиками, соответствующими международным нормам по шуму, по эмиссии, по расходу топлива. При этом необходимо сделать так, чтобы двигатель был дешев в изготовлении, дешев в эксплуатации, чтобы снизить эксплуатационные затраты той компании, которая покупает его в составе самолета. Только тогда наш двигатель может быть техническим бестселлером на рынке. Таковы наши сверхзадачи. Естественно, проекты такого рода в России еще никогда не реализовывались, это будет первый двигатель, который получит сертификаты американского и европейского образца, то есть он сможет без ограничений эксплуатироваться по всему миру, а вы знаете, что российские двигатели и российские самолеты имеют очень серьезные ограничения при эксплуатации за рубежом. Для реализации  данной задачи тысячи людей с утра пересекают проходные нашего предприятия. На реализацию проекта уже истрачены сотни миллионов долларов. И мы обязаны это сделать. Это наша миссия.

 

- Под Рыбинском в местечке Полуево был открыт испытательный стенд авиационных двигателей, не имеющий аналогов в Европе. Чем уникален этот стенд, и как стало возможным его создание?

- Все двигатели должны соответствовать нормам по допустимому уровню шума. Но нам необходимо не просто получить низкие шумовые характеристики, нужно создать запас, который бы позволил нашим двигателям при ужесточении требований быть конкурентоспособным. Мы создаем двигатель с минимальным расходом топлива, маленькими выбросами азота, малошумный, с гигантскими запасами по эксплуатации,  и самое главное, чтобы  авиакомпания, которая купит самолет с этим двигателем, имела очень маленький расход топлива. Для этого был создан испытательный стенд. Это очень сложная конструкция, где снимаются тысячи параметров – это такой овеществленный живой интеллект. Этот стенд позволяет снимать с двигателя огромное количество характеристик по шуму, может искусственно имитировать дождь, снег, лед, боковой ветер. Двигатель там будет опробован во всех сложнейших ситуациях, в которых он может оказаться в воздухе: в мороз, в жару, в сверхтяжелых условиях. Мы должны дать гарантию тем пассажирам, которые будут летать, что ничего с ними в воздухе не произойдет. Наш двигатель – основной конкурент американскому двигателю CF-34. Вот мы и должны создать такой же хороший двигатель, как «Дженерал Электрик», но дешевле.

 

- Есть ли возможность у нашей страны сохранить собственное авиационное двигателестроение? Какое условие необходимо выполнить, чтобы выстоять в конкурентной борьбе?

- Нам нужно много квалифицированных инженеров, которые бы не только  умели делать двигатели, но и любили свою Родину. Нужно, чтобы правительство поддерживало подобные проекты. Нужно очень много денег. Нужно, чтобы люди, которые руководят подобными проектами, были по-настоящему мудры и терпеливы. Невозможно завтра удариться оземь и проснуться в какой-то другой стране, на другом заводе, в другой лаборатории, в другом цехе. Нужно каждый день понимать, зачем ты приходишь на работу, тогда и будет результат.  Необходимо меняться самому и менять людей, которые работают вокруг тебя, и результат будет, но придется подождать. Это как в выращивании деревьев: купил яблоню, посадил ее и завтра хочешь, чтобы были наливные яблоки. Так не бывает. Нужно подождать, пока расцветет сад, – нужно белить деревья, бороться с вредителями, пахать, удобрять и ждать яблок. В нашей отрасли все то же самое.

 

- Вы уже сказали, что компания не может работать без высококвалифицированных специалистов. Расскажите, как вы собирали команду топ-менеджеров? Какие деловые и просто человеческие качества вы цените в своих сотрудниках?

- В первую очередь, подбор шел по принципу компетентности. К тому же я искал порядочных, волевых людей, которые хотят изменений и в себе, и вокруг себя. А если при наличии вышеперечисленных качеств у человека есть еще и чувство юмора, вообще отлично.

 

- А за что можете уволить?

- За все, что мешает делу. За то, что человек пообещал и не сделал. За то, что человек врет, обманывает, выдает желаемое за действительное. За то, что он хочет подставить другого человека, за то, что он допускает принципиальную некомпетентность.

 

- Есть мнение, что правильно выстроенный бизнес-процесс может работать даже при отсутствии руководителя. Ваша компания может работать без вас?

- Здесь, как в ансамбле: каждый играет свою роль, свою партитуру. Функций очень много, они поделены между всеми участниками процесса, и если кто-то уйдет,  то его функции трудно будет перехватить. Это с одной стороны. А с другой, большая компания – это очень инертная система,  и по закону больших систем она может выдержать очень много. Но не бесконечно много. В масштабах компании цена ошибки очень велика, это десятки, даже миллионы долларов… Поэтому лучше не проводить какие-то эксперименты и не отсутствовать на рабочем месте очень долго, за исключением отпуска, болезней, депутатских обязанностей.

 

- Говорят, что ни один большой успех невозможен без такого же большого провала? То есть, чтобы добиться высот, нужно однажды пережить падение. В вашей жизни был такой период?

- Я думаю, что большие успехи и большие сложности у меня еще впереди. А микроуспехи и микропровалы случаются практически еженедельно, ежегодно.  Ведь двигатели – это самое сложное, что может быть создано человеческой мыслью. Это сложнее, чем, например, атомный реактор. Представьте себе: в воздухе на высоте 10 тысяч метров летит турбина, которая вращается десятки тысяч оборотов в минуту вокруг своей оси, а внутри нее температура полторы тысячи градусов, и в ней находится 8 тысяч разных  деталей… Поэтому все еще впереди.

 

- Априори у руководителя должны быть голова бизнесмена, а есть ли место творчеству? Что в управлении и в бизнесе можно назвать творческим процессом?

- Вообще, бизнес – это чистое творчество. Разве не творчество – потратить миллион, где планировалось потратить пять миллионов? Или разве не творчество – сделать что-то в два раза быстрей, чем запланировано по срокам? Разве не творчество – построить то, что, казалось бы, никогда не будет построено?  Давать своему бизнесу новые возможности – это и есть творчество.

 

- Говорят, что главное в бизнесе - уметь рисковать? Как предугадать, какой риск оправдан, а какой неизбежно приведет к краху?

- Вот если вы подойдете к двери, а она резко откроется и даст вам по лбу, – это не риск, это глупость. Риск в том, чтобы браться за сверхзадачу и решать ее.  Двигателестроение -  это бизнес с большими рисками: он очень политизирован, и достичь результата довольно сложно, ведь окупаемость вложений здесь длительная плюс огромная капиталоемкость каждого рабочего места. У нас адреналина хватает, как на автогонках. Те задачи, которые еще вчера казались невыполнимыми, сегодня становятся материальными. Главное – чтобы идея материализовалась. Риск есть, и несмотря на то, что ты  имеешь все цифры в своем распоряжении, они могут быть неточными. Естественно, много решений принимается на уровне интуиции. Иначе можно было бы поручить это машинам.  Интуиция значит очень многое в любом бизнесе – независимо от того, маленький он или большой. Я знаком с бизнесменами разного уровня, очень многие принимают решения, рассчитывая на собственную интуицию. Но базис для интуитивного принятия решения – это, в первую очередь, знание рынка,  людей и своей компании.

 

- Вам приходится общаться  с совершенно разными людьми и по статусу,  и по уровню образования. Как вы научились находить общий язык со всеми? Вы хороший переговорщик?

- Очень просто. Чтобы юноша девушке понравился, нужно сколько? 30 секунд. Так же и здесь, нужно быстро оценить собеседника и потом выслушать его. Только выслушав человека, можно найти с ним общий язык. И, конечно, нужно понимать собеседника и правильно его оценивать. Встань на его место, и ты очень многое узнаешь. А чтобы собеседник услышал тебя, нужно говорить максимально просто.  Во-вторых, нужно уметь отстаивать свое мнение, не шарахаться из стороны в сторону. И еще: нужно быть настойчивым. Мой рецепт прост: слушать людей независимо от их статуса.  Слушать - и пытаться их понимать.

 

- Каким вы себя видите, скажем, через 10-15 лет?

- Молодым, естественно, ведь будут изобретены таблетки…(смеется). А если серьезно,  я совершенно удовлетворен этим местом, хотя 10 лет – большой срок. Чем бы я ни занимался в будущем, я должен досконально в этом разбираться. Я бы хотел еще заниматься строительством. Это очень интересный, результативный, быстроразвивающийся бизнес.

 

- Вы собираетесь работать до последнего или в определенный момент скажете: «Хватит, пора пожить для себя»?

- Ну жить для себя тоже надоест. Я абсолютно уверен, что со мной это произошло бы уже через полгода. .  Многие мои коллеги - президенты крупных американских и европейских компаний - работают не до 60, а до 65 лет. Они небедные люди и могут себе позволить не работать, но никто из них так уж сильно не рвется сидеть в загородном доме или бесконечно путешествовать. Например, один мой знакомый, вице-президент компании «Дженерал Электрик» авиационные двигатели», закончил свою деятельность в авиационных двигателях и пошел работать в фирму, которая строит дома для малоимущих. Для него, конечно, такая работа как отдых, но это новая сфера деятельности, это интересно. Я думаю, что в определенный момент нужно просто сменить сферу деятельности.  Но в любом случае, это должна быть активная жизнь. Пока  человеку позволяет здоровье, он должен заниматься созиданием. Вряд ли я, выйдя на пенсию, буду праздно отдыхать или путешествовать. Знаете, как раньше смеялись, когда на сцену выходил Жванецкий и говорил: «Мне в Париж, по делу, срочно!»? И раздавался хохот. А я по десять раз в год летаю в Париж, и это уже не смешно, а грустно.

 

- Профессор американской бизнес-школы Kellog Филипп Котлер заметил, что общественное и личное благополучие важнее зарабатывая денег. Что такое благополучие и как его достичь?

- Невозможно спать сразу на трех кроватях,  или каждый день есть по 20 порций и выпивать по пять бутылок виски, или иметь 500 галстуков и 1000 пар ботинок – это все не нужно. Количество денег, которое нужно человеку, – оно конечно.  А вот  благополучие – намного сложнее. Это, я бы сказал, синоним счастья. Можно иметь огромное количество денег и при этом постоянно разводиться со своими многочисленными женами. Это же не благополучие – иметь проблемы в семье или проблемы с детьми. А в общественном смысле – у нас страна такая, что разрыв между теми, у которых есть деньги и теми, у кого их нет, очень велик.  Нужно сделать так, чтобы максимальное количество людей жило хорошо. Я лично должен сделать максимально хорошего в масштабах своей компании. Чтобы у людей была возможность зарабатывать деньги. Естественно, что абсолютной справедливости не бывает, но стремиться к этому нужно. Я не кудесник и не Коперфилд, но я должен постоянно прикладывать усилия, чтобы люди, работающие на моем предприятии, жили лучше. Для меня и свое, и общественное благополучие намного важнее, чем количество денег, которое я могу заработать.

 

- В чем выражается ваше личное благополучие?

- Естественно, это моя семья, мои дети. Это отношения с коллегами. То состояние, в котором находится моя компания. Это мои друзья, у меня достаточно большое количество близких мне людей. Состояние здоровья, их  и свое. Это, не ранжируя, все важно и первостепенно. Это очень сложный вопрос: что такое благополучие. Вариант – дайте мне тысячу долларов в минуту, и я буду благополучен – полная чушь. Есть много людей, которые не зарабатывают больших денег, но при этом очень счастливы. 

 

- Скажите, а чем вам пришлось пожертвовать, став руководителем огромной компании? И что вы цените больше всего в обыденной жизни?

- Естественно, личной жизнью. Дети вырастают очень быстро, а ты их видишь не так часто, как хотелось бы. У тебя нет времени на их воспитание, оно падает на жену. Еще хотелось бы побольше заниматься физкультурой, спортом. Но жизнь – это всегда выбор. Можно устроиться на работу в библиотеку на полставки, читать на работе книжки и в три часа быть уже дома. Но заработок другой!  Соответственно, другая жизнь, возможности самореализации тоже другие.  Невозможно одновременно посещать все оперные премьеры или все джазовые фестивали и при этом быть ответственным за судьбу десятков тысяч людей. 

 

- Вы умеете забывать о рабочих делах?

- Естественно, я не робот, у меня есть выходные, есть какое-то неформальное общение с людьми. Мне удается отдыхать, как и всем людям. Можно покататься на лыжах, можно отдохнуть на Рыбинском море, можно съездить на охоту - все так же, как и у всех. Я вам ничего нового не скажу. Говорить, что я там по пять раз в день прыгаю с парашютом – это вряд ли. Но на лыжах катаюсь - и на горных, и на беговых.

 

- Кстати, о лыжах. Недавно завершился этап Кубка мира по лыжным гонкам в «Демино». Что было самым сложным в его организации?

- Самым сложным было провести этап на более высоком уровне, чем в декабре, учитывая то, что в один год нужно было организовать сразу два этапа кубка мира. Я думаю, что те люди, которые отвечали за организацию и проведение ЭКМ, могут гордиться проделанной работой, мы сообща справились с этой задачей. Нам важно было сделать этот этап лучше, чем предыдущий. Этап в Демино получил высшую оценку технического совета FIS, мы получили прекрасные отзывы спортсменов, это не может не радовать людей, которые трудились для достижения этой цели. Второе – важно было сделать праздник для людей, настоящий праздник. Вторая цель тоже была достигнута.

 

- Лыжные гонки - это всегда азарт борьбы, выброс адреналина в кровь. Что Вас заставило испытать самые сильные эмоции на этих соревнованиях?

- Как и для всякого нормального болельщика это, естественно, возможность видеть вживую здесь, в Демино, то, что обычно видишь по телевизору. Самые же сильные эмоции вызывает возможность болеть вместе с тысячами людей – возникает ощущение большого настоящего праздника.

 

- Ярославская область является примером для многих регионов, уделяя внимание развитию детского спорта. Когда выпускники ДЮСШ №4 выйдут на родную для себя трассу в составе сборной России?

- Это уже произошло. Светлана Овчинникова, Антон Смирнов, Ольга Лазарева - молодые лыжники, которые родились и выросли в Рыбинске. За Рыбинск выступает Юлия Иванова. Все они - члены молодежной сборной страны. Это беспрецедентно для Рыбинска, и мы можем этим гордиться. Вскоре рыбинские лыжники едут на молодежный чемпионат мира. Достигнутые результаты - итог большой работы тренеров детской спортивной школы, директора школы Светланы Емелиной.

 

- Можно ли сказать, что вы знаете секрет счастья?

- Формула известна и очень проста: нужно жить так, чтобы после работы всегда хотелось идти домой, а утром хотелось идти на работу. Я думаю, что это формула моей жизни. Я стараюсь, чтобы так получалось всегда. Хотя бывают моменты, когда я не хочу идти на работу и когда не хочу идти с работы домой, потому что не хочу приносить в семью отрицательную энергетику, ауру. Когда у президента Рузвельта спросили, что значит работать президентом, он ответил: «Вы  представляете шок, который испытывает человек, когда ему ломают ногу. Я чувствую, что мне раз пять в день ломают ногу – примерно те же нагрузки».  Вот мы сейчас сидим с вами, беседуем, а  тысячи наших двигателей в этот момент находятся в воздухе. Тысячи! Это сотни бортов. Это огромная ответственность.

 

- Вы можете поделиться правилами ведения успешного бизнеса?

- Во-первых, нужно собирать лучших людей в своей отрасли. Второе – нужно взвешенно рисковать, браться за то, что кажется неосуществимым. И третье – нужно очень много работать. Люди очень тонко чувствуют, как работает руководитель, с каким напряжением, и что он лично делает. 

 

- Вы занимались частным бизнесом и имеете опыт работы в огромной компании с участием государственного капитала. В чем принципиальное отличие такой работы от ведения собственного бизнеса?

- Совершенно понятно, что масштабы компании разные, цена ошибок разная. В частном бизнесе можно одному или с группой единомышленников принимать решения. Здесь, для того чтобы выработать верное решение, нужно привлечь десятки, а то и сотни людей. А после принятия решений еще и убедить в верности этого решения большой коллектив. Как ни странно, формула успеха одинаковая, но масштабы разные.




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



Визит представителей Сатурна в ВИАМ (2012)

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



16 октября    - В ПАО «ОДК-Сатурн» состоялся День открытых дверей 16 октября 2017 года, Рыбинск. – В минувшую субб...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Последние новости - 19.10.2017
  • Свежая пресса о компании - 16.10.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62