РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Управляющий директор НПО "Сатурн" - заместитель генерального директора УК "ОДК " Илья Федоров: "Двигатель пятого поколения интегрирует в себе все лучшее, что есть сегодня в российском двигателестроении".

Пресса о компании 28.08.2009
Интерфакс-АВН, Эксклюзив
В создаваемой в России Объединенной двигателестроительной корпорации особая роль отводится Научно-производственному Объединению "Сатурн". Это предприятие реализует сегодня целый ряд крупнейших двигателестроительных программ, от которых напрямую зависит будущее всей российской авиации.

      Что это за программы "Интерфаксу-АВН" рассказал новый руководитель НПО "Сатурн" Илья Федоров.
 
      - Илья Николаевич, будет ли "Сатурн" заниматься разработкой двигателя пятого поколения?
 
      - Никто не ставит под сомнение участие нашего предприятия в этой программе, потому что все, что мы имеем сегодня по самолету пятого поколения, достигнуто, как известно, с двигателем, который сделал "Сатурн".
 
      - Вы имеете виду двигатель 117С, которым оснащаются многофункциональные истребители Су-35 и который, по оценке специалистов, во многом соответствует требованиям, предъявляемым к двигателю пятого поколения?
 
      - Двигатель 117С действительно сегодня один из лучших в своем классе. Он создан в результате глубокой модернизации двигателя АЛ-31Ф. Но если мы говорим о двигателе для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), то это должен быть абсолютно новый двигатель, который никто, в том числе "Сатурн", в одиночку сделать не сможет. Подобные разработки выполняются при широкой кооперации.
 
      Кстати, в отечественном двигателестроении со времен Советского Союза традиционно было распределение ролей между конструкторскими бюро, которые специализировались на разработке тех или иных компонентов двигателя. Уверен, что именно так будет разрабатываться и двигатель пятого поколения.
 
      Кто будет выступать интегратором в этом проекте, определит заказчик - Военно-воздушные силы Российской Федерации. Но те наработки, которые есть у нашего предприятия, позволяют с высокой вероятностью предположить, что "Сатурн" останется головной организацией по разработке двигателя пятого поколения, как это было определено ранее.
 
      - Какие еще двигателестроительные компании войдут в кооперацию по разработке силовой установки для ПАК ФА?
 
      - Думаю, в решении столь масштабной задачи будут принимать участие все двигателестроительные КБ, входящие в состав Объединенной двигателестроительной корпорации. Известно, что лучшей лабораторной базы по доводке элементов двигателя, чем у СНТК имени Кузнецова, нет нигде в мире . Хотя, конечно, она требует модернизации. Ведущим по газогенераторам всегда было Пермское КБ. По части поворотных сопел лучшие решения предлагает компания "Климов". Если говорить о так называемой горячей части двигателя, то здесь, несомненно, лидирует "Сатурн". По холодной части есть интересные наработки у московского "Салюта".
 
      Двигатель пятого поколения интегрирует в себе все лучшее, что есть сегодня в российском двигателестроении.
 
      - Есть ли четкое понимание, чем этот двигатель будет отличаться от силовых установок четвертого поколения?
 
      - Во-первых, хочу сказать, что каких-то технических сложностей в создании двигателя пятого поколения мы не видим. Его создание - вопрос сроков и денег.
 
      Двигатель для ПАК ФА будет отличаться от ныне выпускаемых авиадвигателей меньшим весом и большей тягой, а еще очень серьезными мероприятиями по уменьшению заметности. Это является основой.
 
      Здесь мы не открываем Америки, многое уже реализовано в двигателях, которые устанавливаются на американские истребители пятого поколения F-22 и F-35. Так как мы идем по пути, который до нас уже прошли наши зарубежные коллеги, то постараемся избежать тех проблем, с которыми они столкнулись при разработке этих двигателей.
 
      - Говорят, что важнейшим признаком двигателя пятого поколения является крейсерский сверхзвуковой режим полета.
 
      - Должен заметить, наш двигатель, я имею в виду 117С, уже обеспечивает такой режим. Главная задача для двигателя пятого поколения - обеспечить качественно более высокие характеристики по расходу топлива и тяговым характеристикам, а также по тепловой заметности.
 
      - На авиасалоне МАКС-2009 был подписан контракт на поставку российским ВВС 48 истребителей Су-35 с двигателями 117С. Обеспечит ли этот заказ загрузку военного производства "Сатурна" до того, как появится двигатель пятого поколения?
 
      - Безусловно, мы очень рады, что российские ВВС начали наконец закупать современную авиационную технику, к тому же оснащенную нашими двигателями. Но должен заметить, что загрузка таким количеством двигателей ни для "Сатурна", ни для Уфимского моторостроительного производственного объединения не является определяющей. Она много денег не дает, хотя, конечно, поддержит какую-то часть производства, занятого выпуском боевых двигателей.
 
      - Кстати, как вы оцениваете перспективы продвижения Су-35 на экспорт? Проходила информация о том, что к этой машине проявляют серьезный интерес многие зарубежные заказчики, в частности Китай.
 
      - Мы не продаем самолеты, наше дело - двигатель. Но уверены, Су-35 будет востребован не только российскими ВВС, но и зарубежными заказчиками. И если будут заключены контракты по самолетам, то поставку двигателей мы обеспечим.
 
      - Может ли двигатель 117С применяться не только на Су-35, но и на других машинах?
 
      - Конечно, может. Во-первых, на самолетах, которые используют двигатель АЛ-31Ф. А также на зарубежных машинах. Не секрет что наши китайские партнеры разрабатывают самолет с двигателями типа АЛ-31Ф.
 
      Но опять же это не нам решать куда продавать наши двигатели. Для этого есть специальный госпосредник в лице "Рособоронэкспорта". Мы лишь участвуем в переговорах с точки зрения техники, оказания консультационных услуг.
 
      - А как обстоят дела с выполнением контракта по созданию для Индии нового авиационного двигателя АЛ-55?
 
      - В целом, контракт успешно выполняется. Двигатель создан, на нем летает самолет HJT-36. Конечно, есть определенные вопросы технического плана, с которыми сталкиваются практически все разработчики авиационных двигателей, но они решаемы. Мы совместно с УМПО, нашим партнером по этому проекту, сейчас работаем над увеличением ресурса двигателя.
 
      На примере АЛ-55 "Сатурн" показал, как можно с листа, в достаточно короткий срок, используя самые современные технологии, создать новый двигатель.
 
      Теперь задача обеспечить доводку и серийное производство нового двигателя. Надеемся, у нас получится.
 
      - Проявляют ли интерес к двигателю АЛ-55 российские авиастроители?
 
      - Этот двигатель мог быть установлен на МиГ-АТ, но дело в том, что российские ВВС в качестве основного учебно-боевого самолета выбрали, как известно, Як-130, где используется несколько другой двигатель.
 
      Тем не менее, если будет заказчик, то проблем с поставкой двигателя не будет. Двигателя такой размерности как АЛ-55 сегодня нет не только в России, но и мире.
 
      - Продолжает ли "Сатурн" работы по программе создания двигателя "Бурлак", предназначенного для ремоторизации военно-транспортных самолетов семейства Ил-76?
 
      - "Бурлак" - двигатель действительно интересный, тем более что разрабатывается он за относительно небольшие деньги. Но, к сожалению, мы пока не видим рынка для этого двигателя. Дело в том, что парк самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78 сокращается. Наши военные заказчики имеют достаточное количество запасных двигателей для этих самолетов, и предложений по установке на Ил-76 двигателей "Бурлак" от них пока не поступало.
 
      Кроме того, как известно, есть решение о создании на базе Ил-76 новой модификации этого самолета Ил-76МФ с двигателем ПС-90А. А здесь уже корпоративная политика, за рамки которой мы не выходим.
 
      Тем не менее, работы по программе "Бурлак" ведутся, они не свернуты, но больших денег на реализацию этого проекта до появления твердых заказов предприятие тратить не будет.
 
      - А какие дивиденды вы ожидаете от вашего главного проекта в области гражданского авиационного двигателестроения - двигателя SaM146 для нового российского регионального самолета Сухой Суперджет 100?
 
      - Разработка и изготовление такого двигателя как SaM146 - вещь затратная, крупного бизнеса на нем пока никто не сделал, да и в перспективе больших денег от этого проекта мы не ждем. Ценность его в другом: мы вплотную приблизились к западным технологиям, научились с ними работать. Ни одно конструкторское бюро, ни одна двигателестроительная фирма в России, кроме "Сатурна", такого опыта не имеет.
 
      Нам пришлось провести коренную перестройку предприятия под выпуск опытных двигателей - сегодня мы делаем до десятка изделий. А самое главное, что люди, которые работают над программой SаМ146, могут и на других двигателестроительных предприятиях посредством корпоративных Университетов ОДК обучать своих коллег тому, как проектировать и производить двигатели по западным меркам, где совсем другие каноны по надежности и другим характеристикам.
 
      Наши специалисты прошли обучение во Франции, Германии, Японии, хорошо освоили самое современное западное оборудование. К сожалению, отечественная станкоинструментальная промышленность находится в упадке и , честно говоря, ее просто нет. Поэтому приходится использовать западное оборудование. А это - программирование, цифровое производство, и т.д. В итоге "Сатурн" пришел к совершенно новому производству.
 
      - "Сатурн" сможет обеспечить своевременную поставку двигателей для Суперджета?
 
      - У нас есть план-график, в котором определено, что сертификация двигателя должна завершиться в ноябре. Давайте исходить из этого.
 
      Сегодня уже совершенно определенно можно говорить, что двигатель удался. Он хорошо летает, подтверждает все заявленные характеристики и по шумам, и по топливной эффективности. Никаких технических проблем нет. Сейчас главная задача - как можно быстрее его сертифицировать и развернуть полномасштабное серийное производство.
 
      - Есть ли у "Сатурна" для этого необходимые финансовые ресурсы?
 
      - На сегодняшний день проблем с деньгами нет, их достаточно. Обещанные правительством 5,2 миллиарда рублей, которые будут внесены в уставный капитал, придут позже. Государство обеспечило нас кредитами через Внешторгбанк. Мы уже полностью закупили все необходимое оборудование на следующий год, идет подготовка производственных мощностей, на которых будут производиться элементы двигателя SaM146.
 
      - "Сатурн", как известно, кроме самолетных двигателей, занимается созданием газотурбинных агрегатов для морской техники и двигателей для крылатых ракет. Как обстоят дела здесь?
 
      - Морской тематикой мы планируем заниматься и впредь. Ожидаем, что скоро в г. Рыбинск приедет главком ВМФ адмирал Владимир Высоцкий, чтобы ознакомиться с нашими возможностями и понять, что уже сделано. После его визита мы определимся с заказами и объемами поставок.
 
      Хотел бы заметить, что это - двигатели двойного назначения. Они могут применяться и на гражданских судах.
 
      Что касается ракетных двигателей и двигателей для беспилотных летательных аппаратов, то эта тематика у "Сатурна" также остается. Раньше эти двигатели производились на украинском предприятии "Мотор Сич". Несколько лет назад их серийный выпуск был освоен на "Сатурне". Никаких проблем с их производством нет. Конечно, таких серий, какие были раньше, когда выпускалось по несколько тысяч двигателей в год, сегодня нет. Но даже если будет производиться по 200 - 250 штук, - это тоже хорошо.
 
      - Какие перспективы есть у "Сатурна" на рыке газоперекачивающих агрегатов и энергетических установок, созданных на базе газотурбинных двигателей?
 
      - Это самая перспективная тематика с точки зрения бизнеса. Именно здесь мы видим основные заработки, основную прибыль, которую будем направлять на разработку новых двигателей, развитие предприятия.
 
      Большое внимание этому направлению в отечественном двигателестроении уделяют руководство ОПК "Оборонпром" и ГК "Ростехнологии", которые оказывают нам всяческую помощь и поддержку.
 
      Для двигателестроения очень важно иметь большие объемы. Нет объемов - нет двигателестроения, а вот здесь все будет. Создание энергетических газотурбинных агрегатов - очень перспективное дело. Помимо электричества, это еще и побочное тепло, которое через котлы-утилизаторы можно использовать для отопления домов и производственных зданий.
 
      Современные ГТУ - очень экономичные и гораздо более выгодные, чем многие другие установки. У ОДК есть ряд пилотных проектов с рядом регионов, которые мы пока не хотели бы обнародовать. Это будет сделано позже, но поверьте, их реализация принесет очень большие деньги. В том числе и для "Сатурна".
 
      Наша дочерняя компания "Сатурн - Газовые турбины" определена генеральным подрядчиком ОДК по строительству энергообъектов "под ключ" на базе газотурбинных агрегатов
 
      - Какой вам видится роль и место "Сатурна" в Объединенной двигателестроительной корпорации?
 
      - "Сатурн" - основное предприятие ОДК - с самым сильным конструкторским бюро и перспективным развивающимся заводом, который сегодня перестраивается, модернизируется. И в результате, это будет качественно новое производство.
 
      На наш взгляд, у "Сатурна" в рамках ОДК одна из самых лучших перспектив. Компания очень диверсифицирована. Здесь разрабатывается и производится широкий спектр самых разных газотурбинных двигателей. Это - и ракетные, и самолетные двигатели для боевой и гражданской авиации; и морская тематика, и ГТУ мощностью до 145 мегаватт. У "Сатурна" очень хорошая испытательная база, какой нет ни у кого другого.
 
      Промышленная политика "Сатурна" в этом смысле просто идеальна. За такими предприятиями, как "Сатурн" - будущее.



[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



1970-е - территория завода

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



2 августа    - Состоялся 34-й (летний) Слет молодежи ПАО «ОДК-Сатурн» 04 августа 2017 года, Рыбинск. – Победой ...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62