РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Двигатели и прогресс.

Пресса о компании 3.03.2008
«ПРОФИЛЬ», №8(564) от 03.03.2008, Руслан Пухов.
С 2005 года в экономической политике властей произошла очевидная смена приоритетов. Ранее основные усилия государства, отягощенного внешним долгом, были сосредоточены в финансовой области, но года три назад акцент явно сместился в область активной промышленной политики.

В августе 2007 года в Петербурге на ОАО «Климов» под председательством президента Владимира Путина состоялось выездное заседание Военно-промышленной комиссии, на котором были одобрены основные принципы и направления реструктуризации отрасли. В своем выступлении президент тогда дал предельно реалистичную и критическую оценку состояния дел в двигателестроении. Было честно сказано, что в настоящее время Россия практически отсутствует на глобальном рынке в качестве серьезного игрока, способного конкурировать с грандами мирового двигателестроения. И дело не только в том, что в нашей стране сейчас производится, пожалуй, всего один более-менее современный авиационный двигатель, ПС-90, да в разработке находится несколько моторов нового поколения, которые будут полностью отвечать самым высоким стандартам по экономичности, а также по экологическим и шумовым требованиям. Главная проблема в том, что отрасль остается раздробленной. Более 70 экономических субъектов, у большинства из которых микроскопические по мировым меркам объемы продаж, отчаянно конкурируют между собой, вместо того чтобы бороться за место под солнцем на глобальном рынке. Между тем совокупный объем продаж трех-четырех наиболее крупных российских компаний вполне сопоставим с оборотами французской группы SNECMA, а это вполне серьезный глобальный игрок, хотя и уступающий по размерам GE, Rolls-Royce и Pratt and Whitney, но способный создавать собственные газогенераторы и выступать в качестве системного интегратора больших проектов. В случае консолидации активов Россия могла бы занять в мировом двигателестроении примерно такое же место, на которое она претендует в гражданском самолетостроении, а в этой области перед ОАК поставлена задача стать игроком второй лиги — в одном ряду с Bombardier и Embraer.

Впрочем, в августе 2007 года задача консолидации всех активов в единую корпорацию по образцу ОАК не ставилась. На совещании на ОАО «Климов» было решено на первом этапе создать четыре полюса двигателестроения с центрами в Москве, Петербурге, Рыбинске и Самаре. Похоже, столь консервативный подход был выбран с учетом опыта по строительству ОАК и ОСК: очевидно, что слияние разнородных КБ и заводов в единую корпорацию порождает слишком много конфликтов и требует слишком много времени. Выбор многополюсной на первом этапе модели тем более оправдан, что все эти объединения уже стали складываться естественным путем или же имеют к тому объективные предпосылки.

Пейзаж накануне консолидации

Еще до того, как государство озаботилось проблемой консолидации мотористов, кристаллизовалось, по крайней мере, три полюса притяжения, у каждого из которых есть и сильные, и слабые стороны: НПО «Сатурн», московское предприятие «Салют» и ОАО «Климов». Московский «Салют» благодаря значительным экспортным поступлениям провел масштабную модернизацию производства, ежегодно закупая новое оборудование на десятки миллионов долларов. Завод принимает участие в производстве украинских двигателей АИ-222 и Д-436, эти моторы, похоже, будут иметь устойчивый спрос благодаря закупкам учебно-тренировочных самолетов Як-130 и региональных Ан-148. Главная проблема «Салюта» — локализация энергоемкого и не слишком чистого производства в Москве с ее дорогой землей и рабочей силой. Именно это обстоятельство стимулирует вынос мощностей в Омск и создание вместе с Омским моторостроительным объединением им. Баранова корпоративной структуры. Вторая проблема «Салюта» — высокая задолженность предприятия. В принципе, эти долги, отчасти ставшие следствием в том числе и форсированной модернизации производства, неплохо обеспечены имеющимися заказами, но малейший сбой с поступлением новых экспортных контрактов — а кризис с поставкой в Алжир МиГ-29 показывает, что такие сбои более чем возможны, — приведет к финансовому коллапсу предприятия, выручать которое, как это водится, придется за счет госбюджета.

НПО «Сатурн» — первая в России двигательная вертикально интегрированная компания, объединившая конструкторское бюро и серийный завод, — также активно инвестирует в обновление производства и ведет ряд перспективных проектов по созданию гражданских и военных двигателей нового поколения, прежде всего SaM-146 для суховского регионального самолета и «изделия 117С» для истребителя промежуточного поколения Су-35. Оба проекта вступают в решающую стадию. Су-35 19 февраля 2007 года совершил свой первый испытательный полет, с 2010—2011 годов предполагается развертывание его серийного производства на экспорт и в интересах российских ВВС. Почти одновременно с первым полетом Су-35 в Комсомольске была проведена сорокаминутная гонка левого основного двигателя на первой испытательной машине SSJ-100. Проект SaM-146 ведется в тесной кооперации с французскими партнерами, и на сегодня «Сатурн» накопил самый большой в стране опыт реализации совместных международных программ. Уже после августовского совещания в Петербурге «Сатурн» инициировал сближение с Уфимским моторостроительным объединением, которое имеет крупный портфель заказов на поставки двигателей АЛ-31ФП в Индию, Малайзию и Алжир. В декабре прошлого года было объявлено о покупке «Сатурном» 20% акций этого предприятия, а по рынку циркулируют слухи о том, что в реальности менеджмент «Сатурна» располагает контрольным пакетом уфимского завода. Надо заметить, что совокупный объем продаж двух компаний составляет почти $1,5 млрд в год, а это уже заметная величина даже в глобальном масштабе. Бизнес обеих компаний идеально сочетается: высокий инновационный и менеджерский потенциал «Сатурна» будет прекрасно дополняться большими и устойчивыми — в отличие от «Салюта» — продажами Уфы.

В последние годы с приходом нового динамичного менеджмента еще одним центром консолидации стало ОАО «Климов». Значение этого разработчика двигателей РД-33 для истребителей выросло, когда активизировался спрос на легкие истребители РСК «МиГ». Разработка палубной версии МиГ-29К и истребителя промежуточного поколения МиГ-35 вызвала необходимость проведения масштабных работ по созданию более мощной версии, РД-33МК. Роль двигателестроительного дивизиона РСК «МиГ» повысилась также вследствие реализации китайской программы легкого истребителя FC-1, который оснащается двигателем РД-93. Наконец, в Индию была передана лицензия на производство РД-33 III серии. Еще одним фактором, способствующим укреплению позиций «Климова», стало решение о постепенном развертывании в России производства вертолетных двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 с закреплением за «Климовым» функции интегратора этого проекта. В 2007 году в России было произведено 120 вертолетов, а прогноз на 2008 год составляет уже 150 винтокрылых машин. Соответственно, ежегодная потребность в двигателях превышает 300 единиц общей стоимостью до $200 млн. 

Остальные экономические субъекты, по всей видимости, обречены быть объектами корпоративного строительства. Пермский куст, имевший неплохие стартовые условия, вследствие анемичности менеджмента представляет собой рыхлое месиво слабо интегрированных между собой субъектов. Пермяки, мягко говоря, с опозданием довели свой двигатель ПС-90, кстати, наиболее современный из российских двигателей на момент распада Союза. Тем самым, кстати, внесли свой печальный вклад в кризис всего российского авиапрома. Ведь продажи лайнеров Ил-96 и Ту-204/214 в значительной степени сдерживались из-за недостатков этого мотора. 

Самарский куст, специализировавшийся на разработке и производстве сложных и дорогих моторов для стратегических бомбардировщиков, в силу объективных причин пребывает в тяжелом финансовом и организационном положении. На ноябрь 2007-го общая задолженность ключевого предприятия куста — СНТК им. Кузнецова — превышала 1,7 млрд рублей, в том числе 129 млн рублей составлял долг по зарплате. Санация самарских предприятий поручена корпорации «Оборонпром», которая уже успешно выступила в качестве агента консолидации вертолетостроения. В короткий срок «Оборонпром» пролоббировал выделение адресной субсидии СНТК им. Кузнецова, благодаря чему удалось погасить долги по зарплате и большую часть налоговой задолженности. В завершающей стадии находятся переговоры по реструктуризации задолженности коммерческим банкам—кредиторам, готовится организационная реструктуризация куста и продажа непрофильных активов. Особое внимание, которое государство уделяет самарскому кусту, свидетельствует о намерении сохранять и развивать потенциал дальней авиации, ведь стратегические и оперативно-тактические бомбардировщики — это не только часть ядерной триады страны, но также и гибкий, эффективный инструмент реагирования на конвенциональные и террористические угрозы.

Еще одно крупное двигателестроительное предприятие — ММПП им. Чернышева, серийный производитель двигателей РД-33 — сталкивается со всеми рисками и проблемами, обусловленными московским расположением. При этом, в отличие от «Салюта», руководство «Чернышева» не сделало даже попытки радикального переоснащения завода. В определенный момент рассматривалась возможность частичной передачи производства РД-33 на «Салют». В прошлом году ММПП сорвало выполнение экспортных контрактов на поставки двигателей в КНР и Индию, естественным следствием чего стало не вполне блестящее финансовое положение завода. На предприятии до сих пор отсутствует нормальный управленческий учет. Впрочем, создание корпоративной структуры во главе с ОАО «Климов», куда войдет и ММПП им. Чернышева, снизит актуальность всех этих негативных факторов.

Программа на завтра

Таким образом, план действий на ближайшее время ясен — это продолжение консолидации уже выкристаллизовавшихся полюсов интеграции. Но в более отдаленной перспективе следует решить два принципиально важных вопроса — о создании единой двигателестроительной корпорации, способной конкурировать на глобальном рынке, и об определении продуктового ряда этой будущей компании. Сегодня понятную продуктовую линейку на перспективу имеют только «Климов» и «Сатурн». У климовцев это будут прежде всего вертолетные двигатели, в том числе и моторы нового поколения ВК-800, новые модификации РД-33 и турбовинтовой двигатель ТВ-7-117. У «Сатурна» — SaM-146, «изделие 117С», возможно, двигатель для учебно-тренировочных самолетов и морские энергетические установки. Но главным вызовом, ответ на который может дать только консолидированная российская двигателестроительная промышленность, должно стать создание газогенератора нового поколения, без него мы обречены на консервацию отставания от США, Великобритании и Франции. Еще одна важнейшая задача — идентификация потенциальных зарубежных партнеров и реализация с ними совместных проектов. Накопленный опыт сотрудничества «Сатурна» и SNECMA по проекту SaM-146 позволяет предположить, что оптимальным партнером гипотетической единой российской двигателестроительной компании могли бы быть французы, которые близки к нам по масштабам бизнеса и в отношениях с которыми политические риски не столь велики, как с англосаксами. Помимо мотора для региональных самолетов областью совместной деятельности могли бы быть вертолетные двигатели нового поколения и корабельные газотурбинные двигатели: ведь сейчас французский флот зависит в этой области от британцев, а корабли российской постройки используют украинские ГТУ.




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



1930-40-е - группа ст. мастера В. М.Корчагина, довоенный период

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

19 июля    - ОДК объединяет разработку и производство малоразмерных двигателей для БЛА Жуковский, 19 июля 2017 го...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62