РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПАРТНЕР ГОСУДАРСТВА.

Пресса о компании 10.05.2006
Журнал «Национальная оборона», №1 Апрель-май 2006 г.

- Юрий Васильевич, НПО «Сатурн» по итогам 2005 года признано «Компанией года» в машиностроительной отрасли в номинации «стратегический партнер государства». В чем, на Ваш взгляд, суть этого партнерства?

- Суть проста. На территории нашей страны проживает около двух процентов населения всего земного шара, у нас сосредоточено, как минимум сорок процентов запасов минерального сырья и углеводородов. Все это, безусловно, требует надежной государственной защиты. При этом задача каждого российского гражданина и руководителя любого предприятия – всемерная поддержка государству в обеспечении национальной безопасности. НПО «Сатурн» принимает активное участие в ряде крупных программ по обеспечению обороноспособности страны. Это создание современных двигателей для боевой (в том числе ПАК ФА), военно-транспортной, гражданской авиации, модернизация существующих силовых установок, уникальные разработки и производство двигателей для БПЛА, новых ГТД для надводных кораблей военно-морского флота (М75РУ, М70ФРУ, М-90ФР). Все это делается именно для нужд государства, в том числе в рамках контрактов Министерства обороны России и соответствующих ведомств. Работаем по принципу кооперации, вкладывая в реализацию проектов собственные инвестиции и привлекая ресурсы партнеров. Одним из них является ОАО «УМПО» – крупный отечественный завод в сфере серийного производства двигателей. Государственное партнерство, на мой взгляд, заключается в том, чтобы вместе с государством создавать продукцию, необходимую для обеспечения его обороноспособности. НПО «Сатурн» участвует в программе создания современных газовых турбин, что сегодня, с учетом новой энергетической политики России и актуальности вопроса энергосбережения, является одним из важнейших факторов развития отечественной экономики. Одновременно используется много общих решений в том, что касается расчетов, идей, технологий, материалов, оборудования. Основная идея здесь - образование крупной и успешной компании в области создания и производства газовых турбин, авиационных двигателей, поиск своеобразных «точек устойчивости» нашей продукции в гражданском и военном секторах, в сегментах промышленных газовых турбин и электрической генерации. Подобная стратегия, безусловно, будет способствовать росту производства, созданию новых образцов техники в максимально короткие сроки, выходу продукции отечественного машиностроения на международный рынок, конкурентоспособности ведущих компаний в этой области. Примеры - эффективное сотрудничество НПО «Сатурн» и западной компании SAFRAN Group в реализации проекта SaM146 или работа трех участников: НПО «Сатурн», ОАО УМПО и индийской компании HAL по созданию двигателей нового поколения АЛ-55 для УТС.

Совместное участие в проектах, имеющих государственное значение, в идеологии партнерства приобретает немаловажное значение, в том числе с финансовой точки зрения. Сегодня меняются возможности государства, и оно начинает инвестировать в важнейшие проекты, связанные с обороноспособностью, транспортной инфраструктурой. И мы чувствуем это на себе, потому что объемы финансирования увеличиваются. Сегодня мы получаем более 3 млрд рублей в год по линии государственного финансирования новых разработок. Вчера эти цифры казались недосягаемыми, сегодня они позволяют выйти на совершенно другой уровень НИОКР.


Очевидно, что в настоящее время наше государство, исходя из объективной реальности, не является крупным заказчиком, но столь же очевидно, что очень скоро страна будет заказывать очень много. При чем заказывать новое. А преимущество «Сатурна» именно в том и состоит, что мы получаем средства на создание нового. И в итоге интегрально сегодня наше КБ имеет самый большой в стране бюджет. Именно так мы закладываем очень серьезную перспективу, и уже завтра все инвестиции начнут реализовываться, выстраиваться в перспективные рыночные продукты. А пока создаются, проходят испытания новые разработки, мы строим новые корпуса, создаем современную испытательную базу, обучаем персонал. Так что НПО «Сатурн» и государство, вне сомнения, партнеры, между которыми налаживается прочная взаимосвязь. При этом наша сверхзадача – создать компанию, которая могла бы стать надежным партнером государства на всех последующих этапах его развития. Конечно, многое изменится: увеличится финансирование, в корне изменятся задачи, и мы должны будем соответствовать их выполнению, с учетом минимальных сроков. В некоторых областях наше предприятие способно сделать больше, чем требуется государству, в иных, наоборот. Развитие предприятия - серьезный диалектический процесс, который со временем, естественно, примет определенную направленность объединения, слияния. Но придавать ему искусственные темпы бесполезно. Не стоит подгонять или, напротив, замедлять события. Все рано или поздно произойдет естественным путем. Цель совершенно иная – поиск путей создания дееспособной, высокоэффективной, интеллектуально развитой компании, способной решать любые задачи в области газотурбинных технологий. В условиях любого реформирования и при высоком уровне международной конкуренции. При этом надо отдавать себе отчет, что действуем мы в области высоких технологий, где не бывает никаких пределов совершенству. Это касается как технологий, материалов и издержек, так и производительности труда, технических решений, уровня расчетов.

Одна из основных опорных точек партнерства «государство – НПО «Сатурн» - обеспечение обороноспособности страны. Как составляющая здесь присутствует транспортная безопасность, поскольку половина пассажирских перевозок и большая часть грузов сегодня обеспечивается техникой, оснащенной двигателями нашего предприятия. Кроме того, мы активно развиваем сектор промышленных турбин и электрогенерации, стремясь к созданию энергетической конкурентоспособности страны на мировом рынке.

- Под эгидой Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) ежегодно проводится конкурс «Золотая идея». Идеями «Сатурна» обеспечивается работа крупнейших заводов страны по серийному производству двигателей. Намерено ли НПО «Сатурн» в 2006 году принять в нем участие, и каких результатов, по Вашему мнению, предприятие сможет достичь?

- Сегодня победителями конкурса стали заводы по серийному производству двигателей, целое семейство которых создано в стенах нашего предприятия. Только экспортные поставки в Китай и Индию двигателей семейства АЛ-31 измеряются тысячами единиц продукции и миллиардами долларов. Все помнят времена, когда больше половины экспорта военной авиатехники с двигателями нашего производства «улетало» за рубеж. Мы не просто будем участвовать в конкурсе «золотая идея», мы обязаны одержать в нем победу. Нам есть что рассказать и показать. АЛ-31Ф, АЛ31-ФН, АЛ31-ФП и совершенно новые двигатели. Считаю, все мы и государство в долгу перед создателями этой техники. Сегодня это люди уже довольно преклонного возраста. Двигатели, созданные представителями этой школы, не потеряли актуальности и в наши дни, что, безусловно, требует признания их заслуг. «Золотая идея» - удачное название для большинства наших разработок. Мы действуем по принципу, когда идею можно взять и серьезно модернизировать, создать уникальный продукт и на его базе совершенно новые рынки. Примеры - рынок новых моделей отечественных самолетов Су-30МКИ, их экспортные поставки в Индию, где мы были пионерами. Сегодня мы идем дальше. Начинаем не просто осуществлять поставки двигателей, а разрабатывать их, и выигрываем конкурсы. Достоинство России – способность предлагать новый продукт таким крупным странам Юго-Восточной Азии, как Индия, Китай и другие. Они уже доверяют России создание новых двигателей для своих самолетов. Можно не сомневаться, что в дальнейшем их производство приобретет массовый характер, появится возможность в партнерстве с российскими предприятиями реализовать предложения этой продукции на рынки других стран. Это хорошее будущее для всех.

- Российское правительство взяло курс на создание крупных промышленных холдингов, как правило, двойного назначения. Как Вы, генеральный директор НПО «Сатурн» без малого 10 лет, оцениваете данный вектор развития высокотехнологичных отраслей? Что, на Ваш взгляд, необходимо предпринять для ускорения данного процесса и повышения его результативности?

- Чем крупнее компания, тем она эффективнее в области высоких технологий, военно-технического сотрудничества, осуществления партнерства с государством. Это аксиома. НПО «Сатурн» в этой области прошло большой путь, который в нашей стране, на мой взгляд, еще никто не повторил. Мы единственные де-юро объединили «серийный» завод и КБ, затем, путем слияния с другим КБ, создали новый тандем, выстроили новые отношения с агрегатным объединением, тщательно анализируя все процессы с экономической точки зрения. Укрупнение производственной структуры в масштабе промышленности - вопрос времени. Это объективная реальность, которая рано или поздно наступит с нашим участием или без него, при условии, что государство будет принимать активное участие в этом процессе.


- Решения Президента России при назначениях на самые высокие и значимые для страны должности свидетельствуют об уходе от привязанности к узкой специализации. Министр обороны, например, не является кадровым «армейцем», что не помешало приведению Вооруженных Сил РФ в состояние адекватного реагирования на любые вызовы и угрозы национальной безопасности. Что, на Ваш взгляд, главное для успешного руководителя?

- Не комментируя кадровые решения Президента, считаю, что успешный руководитель должен быть, в первую очередь, патриотом своей страны. Во-вторых, компетентным специалистом в той области, которой занимается. Кроме того, ему необходимы качества системного человека, т.е. четкое, ясное видение и понимание целей. Он должен быть стратегом и способным формировать команду. Обладать компетентностью, стратегическим мышлением и, что немаловажно, волей. Последнее качество особенно необходимо: сложно каждый день заниматься одним и тем же, осознавая, что результат не близок. Это напоминает возделывание сада, когда понимаешь, что первого яблока дождешься не скоро.

- Возглавив НПО «Сатурн» в сложнейшие для двигателестроения времена, Вам удалось не только сохранить предприятие, но и развернуть его на курс формирования Объединения нового поколения. Сравните, пожалуйста, ситуацию рубежа веков, сегодняшнего дня и ближайшей перспективы.

- Отличительная особенность здесь в том, что мы за небольшой период времени не только создали совершенно новые образцы газотурбинной техники, аналогов которым не было, но и наладили их выпуск. Провели модернизацию производства, прочно заняли свою бизнес-нишу в условиях формирующегося рынка. Многие изделия НПО «Сатурн» активно продаются, другие находятся на этапах вхождения в рынок и проведения соответствующих испытаний. После успешных межведомственных испытаний, как показывает практика, число заказов на нашу продукцию измеряется десятками. Например, как только НПО «Сатурн» пройдет вышеназванную процедуру для ГТД-6,3 и 10МВт, мы сразу войдем в число ведущих предприятий-производителей для нужд ОАО «Газпром». По прошествии 3-4 лет, планируем стать лидерами по выпуску востребованной продукции, производимой всеми предприятиями отечественного двигателестроения в совокупности. Это серьезная задача. В условиях мощнейшей конкуренции с ведущими западными производителями надо будет наладить экспорт современного поколения турбин, с учетом их абсолютно новых характеристик. Западные конкуренты, в свою очередь, серьезно готовятся к покорению традиционно российских рынков сбыта, как внутренних, так и экспортных. Вспомним уроки Великой Отечественной войны. Мы воевали на самых тяжелых участках, добиваясь победы, а наши союзники, только в 1944г. открыв Второй фронт, в итоге получили в свое распоряжение самую развитую часть Европы. В современном бизнесе они действуют так же, хотя по-прежнему готовы с нами сотрудничать. Для достижения успеха мы осуществили три вещи – создали продукт, обновили завод, подготовили кадры. Завод десятилетней давности и НПО «Сатурн» сегодня – предприятия совершенно разного уровня. Много новых, талантливых и надежных людей задействованы в реализации наших самых перспективных проектов в составе экономических служб, в коммерческом секторе и т.д. Большое количество грамотных специалистов выросло за эти годы в стенах предприятия. Они развивались профессионально вместе с заводом, за это время сделали карьеру, пройдя путь от рядовых сотрудников до работников руководящего звена. Что касается непосредственно производства, сам завод, конечно, нельзя было быстро изменить. Здесь мы действовали по принципу скульптора: планомерно и терпеливо отсекали от «каменной глыбы» все ненужное и лишнее, чтобы в итоге получилось произведение искусства. Мы прекратили выпуск продукции, не имеющей потребительского спроса: разных сепараторов, дизельных двигателей и прочего. Обновили территорию производственных площадей, снесли ненужные сооружения и вспомогательные помещения, создав вместо этого современные рабочие места в цехах, в КБ, других подразделениях. Произвели модернизацию промышленных площадок. За десять лет на эти цели НПО «Сатурн» потратил порядка $300 млн. Многое выведено в «аутсорсинг» – социальное обеспечение, питание, охрана, осталось только то, что представляет ключевое значение для производства. Сегодня появились результаты. Монокультурное предприятие, еще не так давно настроенное на серийное производство одного ряда авиадвигателей, теперь в состоянии создать любые типы газовых турбин, малоразмерных двигателей, всего, что требуется в данной области. Изготовили турбину и вентилятор для модернизации двигателя Ал-31Ф, в течение полугода - первый опытный образец АЛ-55. Возможности наши резко выросли, причем интегрально по всем направлениям. Внутри нашего предприятия люди уже привыкли к подобным темпам и возможностям, тогда как некоторые наши конкуренты просто в шоке. Если отдать сейчас АЛ-55 в ведение другого завода, уверен, будут работать года три, и то не факт, что с положительным итогом. Конечно, и у нас имеются проблемы. Еще не все доведено до необходимых параметров, и надо лет 5-6 потратить, чтобы завод приобрел такой вид и возможности, какие бы нам хотелось. На этом мы тоже вряд ли остановимся, процесс совершенствования беспрерывен, потому что, как сказал Жан Жак Руссо: «Если ты не двигаешься вперед, то идешь назад». Пока мы что-то делаем, появляются новые образцы двигателей, предприятие приобретает новые возможности. Мы устранили много слабых мест, сегодня занимаемся решением оставшихся проблем. Люди, создающие машины влияют на них, и, наоборот. Согласно законам сложнейших способов взаимопроникновения, это происходит постоянно, дает определенные результаты. Мы существенно увеличили объем выработки продукции, на 20-30% ежегодно. И дальше его рост будет устойчивым, поскольку разработки из НИОКР постепенно поступят в производство. Существенно изменена и испытательная стендовая база. Из прежних стендов, практически разрушенных, нам удалось, использовав все самое полезное, создать новые. В итоге НПО «Сатурн» может испытывать любой тип ГТД. Мы идем к созданию компании по тем структурным принципам, которые приняты во всем мире. В этом направлении сделано не мало, но осталось реализовать намного больше. Не все получается сразу, иногда задерживаются графики, люди работают в напряженном режиме, и руководство прекрасно понимает, с какими трудностями сталкивается каждый из них – конструкторы, технологи, инженеры, металлурги, снабженцы. Многое делается впервые. Объем работ на предприятии можно сравнить с задачами целого министерства советских времен. Яркий пример – производство НПО «Сатурн» ГТЭ 110МВт для нужд «Ивановских ПГУ» потребовало беспрецедентных шагов: кардинального изменения технологического цикла производства в связи с принципиальным изменением габаритов двигателя, создания стендовой базы, проведения сложных испытаний.

- В НПО «Сатурн» сегодня сложилась уникальная ситуация. Здесь работают лидеры отечественных школ двигателестроения: технический директор - генеральный конструктор НПО Михаил Кузменко, генеральные конструкторы, получившие эти звания в советское время - Александр Саркисов и Виктор Чепкин. Три генеральных конструктора для одного Объединения – это отражение стратегических задач «Сатурна»?


- Для предприятия, такого как наше, это совершенно нормально. Каждый из этих людей принес с собой огромный профессиональный опыт. Действительно являясь представителями разных школ, работают эти специалисты крайне эффективно. Именно объединение их усилий дает результаты, которые нужны сегодня и компании и всей стране. Мы готовы пригласить к нам и единственного оставшегося в стране работающего в Перми генерального конструктора Александра Иноземцева. Сложность задач беспрецедентна и подразумевает наличие большого количества сверхкомпетентных людей, способных мыслить современно. При участии Михаила Кузменко были созданы двигатели для МиГ-31, Д-30 КУ/КП для самолетов семейства «Ту» и «Ил», Александр Саркисов – это и двигатель РД-33, и вертолетная тематика. Во многом благодаря Виктору Чепкину Россия получила ГТД Д-30 КУ/КП, АЛ-31. Соединение их опыта и профессионализма представляет собой уникальный сплав всего самого ценного в конструкторском потенциале страны.


- Все чаще звучат призывы первых лиц страны в адрес лидеров ОПК в части оказания поддержки реализации национальных проектов России. НПО «Сатурн» системно и целенаправленно занимается решением вопроса подготовки авиационно-технических специалистов, реально способствуя продвижению нацпроекта в области образования. Что удалось сделать и каковы дальнейшие шаги в этом направлении?


- Область образования для нас важна принципиально. В условиях высокого уровня конкуренции компетентность сотрудников – одно из главных достояний любой компании. Чем раньше мы начнем заниматься подготовкой необходимых кадров, тем больше приобретем в дальнейшем. В России открыт вопрос формирования базы специалистов в области двигателе и авиастроения, с помощью которой отечественные компании могли бы обновлять свой кадровый состав. Мы активно сотрудничаем с Самарским государственным авиационным университетом (СГАУ), с Рыбинской авиационно-технологической академией (РГАТА), МАИ, МВТУ им. Баумана, другими ВУЗами. Цель здесь простая: в двигателестроении должны работать люди понимающие, куда и зачем они идут, умеющие применять на деле базовые знания, видящие перспективы развития и стремящиеся сделать карьеру, владеющие иностранными языками, компьютерной техникой, профессионалы, глубоко знающие свой предмет. Сегодня надо предоставить им возможность обучения своему делу, для выхода в будущем на передовые рубежи производства высокотехнологичной продукции, которым является отечественное двигателестроение. Чтобы дойти до высоких материй, начинать необходимо с малого: дать студентам компьютеры, привести в элементарный порядок процесс обучения, создать условия для отбора талантливых людей, которые хотят стать настоящими, а не формальными инженерами. Мы спроектировали и будем закладывать строительство общежития для студентов. НПО «Сатурн» уже активно размещает у молодежи заказы на ОКР, при нашем участии созданы студенческие конструкторские бюро. Есть планы инвестирования средств в более сложные процессы – в кафедры. Одна из основных задач - обучение студентов современным системам измерения еще на базе института. Сейчас во многих ВУЗах стоят измерительные машины 1956 года выпуска. Мы осуществляем закупку современного оборудования для РГАТА, создаем участок суперизмерений, аналогичных существующему на инструментальном заводе НПО «Сатурн». Там будут проходить лабораторные работы по всем предметам: машиностроению, литью, качеству, двигателестроению, конструированию. Это недешево, но все вернется к нам сторицей. Должно появиться и новое современное поколение преподавателей. Конечно, это будет не МВТУ им. Баумана и не МАИ, но время идет быстро, и мы меняемся вместе с ним. Шанс создания в г.Рыбинске современного ВУЗа в области двигателестроения у нас есть. И этим мы намерены системно заниматься.


- Какие национальные проекты, на Ваш взгляд, должны быть приняты в ближайшие годы для сохранения статуса России как высокотехнологичной державы?

- Проекты по жилью, образованию, здравоохранению, сельскому хозяйству – все это, безусловно, нашей стране нужно. В остальном, необходимо четко понимать, что если в области автомобилестроения на современном этапе мы вряд ли способны конкурировать на мировом рынке, то в отраслях, где мы традиционно были сильны, например, производстве оружия, авиационной промышленности, возможности у России еще остались. Именно в этих областях необходима разработка нацпроектов. На мой взгляд, целесообразно было бы, помимо гражданской авиации, принципиально пересмотреть отношение к созданию ПАК ФА – этот проект, безусловно, достоин уровня национального, поддержки всех ветвей власти, включая президента и министра обороны, членов правительства, различных министерств и ведомств. Он способен создать вокруг себя необходимую кооперацию, сохранить опыт отечественных школ самолетостроения и двигателестроения, приборостроения, систем вооружений. Достигнутые результаты могут быть эффективно использованы в последующем в гражданских отраслях. Второй важнейший потенциальный национальный проект может быть развит в области энергомашиностроения, в части создания и производства больших и малых турбин. Отечественное газотурбостроение тесно связано с авиационными школами, где есть существенные заделы, вопрос в высокой конкуренции на международном рынке, и чтобы преуспеть там, компания должна быть крупной. Возможно, необходимо понимание на государственном уровне того, что двигателе-машиностроение – системная отрасль отечественной промышленности, поэтому ее развитие должно быть включено в энергетическую политику, которая сегодня существует в России. ОАО «Газпром» практически спас от банкротства за прошедшие 15 лет многие моторные заводы, где производились наземные газовые турбины. Пример, достойный подражания. Сегодня таким же путем идет РАО ЕЭС, осуществляя ряд реформ в области отечественной энергетики. Тысячи турбин, генерирующих электричество, - это сотни миллиардов рублей. Мировой рынок здесь огромен, есть место для «Дженерал Электрик», «Сименс» и других, но и российские производители должны иметь право выступать на этом поле в качестве полноправных участников. Для этого необходима государственная поддержка, поскольку для страны - это реальная конверсия, обмен технологиями с военным сектором, создание потенциала высокоинтеллектуальных кадров.


В числе возможных национальных проектов можно назвать реализацию государственной программы вооружений. Формула известна: без двигателя нет самолета, нет самолета – нет авиации, нет авиации – нет армии, нет армии – нет страны.

- В этом году НПО «Сатурн» отмечает свое 90-летие. С какими достижениями предприятие подошло к своему юбилею?

- Уверен, самые главные достижения у нас еще впереди. На сегодняшний день хочу особо отметить успешные испытания изделия 117С для нужд боевой авиации, двигателя Д30-КП «Бурлак» в рамках программы ремоторизации Ил-76, начало испытаний АЛ-55, работы по созданию «SaM 146» и значительное продвижение в создании газотурбинных двигателей индустриального применения для энергетики и газоперекачивающей отраслей.

Владислав Листовский




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



Вручение сертификатов о присвоении званий зеленый пояс и черный пояс по бережливому производству (октябрь 2011)

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



2 августа    - Состоялся 34-й (летний) Слет молодежи ПАО «ОДК-Сатурн» 04 августа 2017 года, Рыбинск. – Победой ...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62