РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

«Сатурн» в клещах госуправления.

Пресса о компании 10.11.2008
«Эксперт» №44 (633)/10 ноября 2008
Фото: Павел Смертин/КоммерсантЪ «Юрий Ласточкин не хочет продавать свою компанию»
Алексей Хазбиев, редактор отдела инфраструктурных отраслей журнала «Эксперт»
Владислав Тюменев, специальный корреспондент журнала «Эксперт».
Поглощение «Ростехнологиями» самой успешной двигателестроительной компании России неизбежно приведет к деградации предприятия и увеличит технологическое отставание нашей страны от Запада
Атака на рыбинское НПО «Сатурн» началась внезапно и стала развиваться сразу по всем фронтам. Выступая в Госдуме по поводу параметров трехлетнего бюджета, вице-премьер Алексей Кудрин неожиданно для всех обвинил менеджмент «Сатурна» в неэффективности. «Анализ деятельности предприятия проведен, выводы на столе. К сожалению, проблемы связаны с неэффективным менеджментом», — заявил Кудрин. По его словам, в ближайшее время будут приняты решения об изменении состава акционеров компании и другие меры по стабилизации работы предприятия. Непосредственным поводом для гнева Кудрина стала дискуссия вокруг ситуации с созданием нового российского регионального самолета Sukhoi Superjet 100 (SSJ 100) и двигателей SaM-146, которые производит для него НПО «Сатурн» совместно с французской корпорацией Snecma. Несмотря на феноменальный успех проекта (новый SSJ 100 с новыми двигателями создан в кратчайшие сроки и уже передан на сертификационные испытания в Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета, МАК), участники программы испытывают определенный дефицит средств. Тем не менее создание самолетов и двигателей продолжается. Первый SSJ 100 совершил уже более 50 полетов. При этом наработка двигателей в полете составила свыше 250 часов. В сборочном цехе «Сатурна» полным ходом идет плановая сборка SaM-146, предназначенных для завершения программы сертификационных испытаний по европейским требованиям норм летной годности EASA. Госконтракт не сорван ни на один день. В активную фазу переходит процесс серийного изготовления SaM-146. Для этого создается необходимая инфраструктура, модернизируется производственная база, закупаются материалы. Но на все это нужны дополнительные средства, а их в условиях финансового кризиса достать практически невозможно. Об этом на подписании соглашения с руководителем «Роснано» Анатолием Чубайсом о создании в Рыбинске нового инструментального завода с использованием нанотехнологий прямо заявил глава «Сатурна» Юрий Ласточкин. По его словам, предприятия машиностроительного комплекса России без помощи государства преодолеть последствия финансового кризиса не смогут. «У многих наших коллег произошло сжатие рынка, резко снизился платежеспособный спрос, — говорит г-н Ласточкин. — При этом у самого “Сатурна” серьезно сократился доступ к заемным средствам». До конца года «Сатурн» должен погасить облигационный заем на 3,5 млрд рублей. Но шансов перекредитоваться у рыбинской компании не много, так как ФСФР в конце сентября приостановила эмиссию семилетних облигаций «Сатурна» на сумму 3,5 млрд рублей.

Но это еще не все. Депутаты Госдумы не смогли отстоять позиции «Сатурна», в которых были уверены. Побывав весной в Рыбинске и оценив ситуацию на предприятии, парламентарии внесли в первом чтении бюджета поправку об увеличении финансирования проекта на 8,8 млрд рублей. Из этой суммы 4 млрд рублей должен был получить сам «Сатурн», а еще 4,8 млрд — Комсомольское-на-Амуре производственное объединение, которое производит SSJ 100. Но одобренная в первом чтении бюджета поправка под давлением руководства Минпромторга, который, по идее, и должен поддерживать единственный прорывной проект в отрасли, во втором чтении в бюджет не вошла. А вместо нее правительству было рекомендовано в 2009 году рассмотреть вопрос об источниках дополнительного финансирования мероприятий по реализации проекта SSJ 100. На деле это означает, что никаких денег в ближайшее время выделено не будет.
Неожиданный «наезд» Алексея Кудрина на руководство «Сатурна» можно было бы списать на экономность вице-премьера, не желающего корректировать параметры бюджета, если бы не целая серия других событий, происходящих с «Сатурном», которая позволяет предположить, что против рыбинского предприятия началась спланированная кампания, конечная цель которой — национализация завода.

В окружении
Против выделения бюджетных средств «Сатурну» выступил замминистра промышленности и торговли Денис Мантуров, который до недавнего времени возглавлял компанию «Оборонпром», входящую в госкорпорацию «Ростехнологии», а госкорпорация уже два года пытается поглотить НПО «Сатурн». Безудержная экспансия главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова в российскую оборонку неожиданно наткнулась на мощное сопротивление Юрия Ласточкина, не единственное в стране, но самое последовательное и принципиальное. Госкорпорация получила от государства или приобрела у собственников практически все мало-мальски значимые российские оборонные предприятия (кроме ОАК и ОСК), но подчинить «Сатурн» так и не смогла. Более 60% этого предприятия контролируют частные акционеры во главе с Юрием Ласточкиным, а еще 37% акций находится в федеральной собственности. Менеджмент «Сатурна» не только отказался входить в «Оборонпром», значительно раньше он сам начал создавать вертикально интегрированную структуру вместе с Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО). Из всех российских двигателестроителей альянс НПО «Сатурн» и УМПО обладает наибольшим научно-техническим и инновационным потенциалом. По сути, это жемчужина российского двигателестроения. Так, «Сатурн», вложив почти 500 млн долларов в создание SaM-146, не только создал принципиально новый реактивный двигатель, отвечающий всем мировым стандартам, но и параллельно ввел несколько новых тем —заложил основу для разработки других силовых установок нового поколения. В результате в Рыбинске был с нуля построен современный двигателестроительный завод, запущен самый мощный в российской промышленности суперкомпьютер. А в военной сфере «Сатурн» вместе с УМПО не только модернизировал двигатель АЛ-31, которым оснащаются все истребители фирмы Сухого, но и разработал прототип двигателя пятого поколения (изделие 117С), который будет устанавливаться на новое поколение самолетов «Су» и сейчас проходит летные испытания на истребителе Су-35. Кроме того, для индийских ВВС «Сатурн» создал двигатель АЛ-55И, переданный сейчас для прохождения испытаний в составе учебно-тренировочного самолета МиГ-АТ. Наконец, в октябре в рамках программы импортозамещения на «Сатурне» успешно завершены государственные испытания нового российского двигателя для надводных кораблей ВМФ. Очевидны успехи и в энергомашиностроении. За последние двадцать лет единственный отраслевой проект с разработкой и выходом на серийное производство принципиально нового оборудования — Ивановские ПГУ — состоялся благодаря газовым турбинам 110МВт НПО «Сатурн».
На этом фоне все остальные двигателестроительные предприятия России, которые получил Сергей Чемезов, выглядят игрушками в детской песочнице. Большинство из них либо находится в состоянии, близком к банкротству, как, например, Самарский двигателестроительный куст, либо производит устаревшую продукцию, разработанную нашими конструкторами на основе американских двигателей 1960−х годов, как, например, заводы Пермского моторостроительного куста. Поэтому неудивительно, что включение «Сатурна» в состав «Ростехнологий» стало для Сергея Чемезова делом принципа. Руководители госкорпорации и их союзники в своем стремлении получить «Сатурн» не стесняясь использовали весь свой арсенал средств, зачастую действуя на грани фола.

Указ для Чемезова
Еще в апреле, незадолго до прекращения президентских полномочий Владимира Путина, Сергей Чемезов убедил его подписать указ «О дальнейшем развитии “Оборонпрома”«. В соответствии с этим документом «Оборонпрому» были переданы различные пакеты акций десяти двигателестроительных предприятий России, в том числе 37% акций НПО «Сатурн», принадлежащих государству. Но, самое главное, этот указ открыл путь к национализации «Сатурна» и его передаче под контроль «Оборонпрома». В соответствии с указом эта компания в течение 15 месяцев должна сформировать из переданных ей активов стопроцентную «дочку» — управляющую компанию «Объединенная двигателестроительная корпорация» (УК ОДК). К концу этого срока контрольные пакеты акций двигателестроительных предприятий должны быть сконцентрированы в ОДК. Общая схема реорганизации, в результате которой контроль над участниками ОДК получит «Оборонпром», определена в указе. Она состоит из двух параллельных процессов. Один из них — допэмиссия акций «Оборонпрома», размещаемая по закрытой подписке: часть этих ценных бумаг получит Росимущество, предоставив взамен принадлежащие ему акции предприятий — участников ОДК. Второй процесс — увеличение как минимум до контрольного пакета доли «Оборонпрома» в капитале передаваемых ему предприятий. Тем не менее очевидно, что, если частные акционеры «Сатурна» откажутся менять свои бумаги на акции ОДК, выполнить президентский указ будет невозможно.
Что и произошло. Зачем Владимир Путин решил подписать указ, выполнить который невозможно без согласия сторон, понять трудно. Но, получив желаемое, сотрудники «Ростехнологий» и их союзники начали бороться за «Сатурн».
В середине октября следственное управление УВД Ярославской области возбудило два уголовных дела в отношении неустановленных лиц — работников «Сатурна». Сообщение пресс-службы НПО об этом факте выдержано в крайне эмоциональных тонах. В распространенном сообщении, в частности, утверждается, что «проверка предприятия инициирована замминистра промышленности и торговли Денисом Мантуровым в интересах “Оборонпрома” с целью давления на “Сатурн”«. А «материалы проверки, послужившие основанием для возбуждения уголовных дел, полностью сфабрикованы и расцениваются нами как попытка дестабилизации работы предприятия». И это очень похоже на правду. В первом уголовном деле сотрудников «Сатурна» обвиняют в том, что они, завысив тарифы, сознательно ввели в заблуждение информационно-расчетный центр города Рыбинска, который покупает у предприятия теплоэнергию. Но, как сообщил нам начальник юридического управления «Сатурна» Алексей Борисов, во-первых, цена формируется по заявке предприятия на год и утверждается региональным департаментом по тарифам, а во-вторых, она самая низкая в Рыбинске — 388,26 рубля за гигакалорию. При этом никаких заявлений, в том числе в милицию, от информационно-расчетного центра Рыбинска о нанесении ущерба не поступало. Во втором уголовном деле абсурда еще больше. Здесь «Сатурн» обвиняют в том, что он работает с двумя якобы фирмами-однодневками, причем учредитель одной из них — психически больной человек. При этом вся доказательная база строится на том, что одна из этих компаний сдала нулевую налоговую отчетность. По словам г-на Борисова, работникам милиции были представлены балансы и налоговые декларации этой организации. Что касается второй фирмы, то представители «Сатурна», работающие с этой компанией, психических заболеваний у ее сотрудников не заметили, а все счета-фактуры и накладные полностью соответствуют закону. По словам Алексея Борисова, дальнейшие действия его компании будут зависеть от того, как поведут себя правоохранительные органы, но в любом случае «Сатурн» намерен пойти до конца и доказать свою невиновность. Заметим, что за последние два года на «Сатурне» различными силовыми структурами были проведены десятки проверок по линии налоговой службы и МВД. Проверяла рыбинское предприятие и Счетная палата. Никаких нарушений выявлено не было. Таким образом, есть все основания полагать, что нынешняя проверка «Сатурна», сопровождавшаяся наездом правоохранительных органов, действительно есть не что иное, как спланированная акция недоброжелателей, которая идет вразрез с мнением президента России Дмитрия Медведева, призвавшего силовиков «перестать кошмарить бизнес».

Незавидная судьба
Почти все крупные госбанки, включая ВЭБ, у которых руководство «Сатурна» пыталось получить кредит на пополнение оборотных средств и финансирование серийного производства двигателя SaM-146, обязательным условием предоставления денег ставили передачу 13% акций «Сатурна» госхолдингу «Оборонпром». Но если Юрий Ласточкин все-таки решит продать свою компанию «Ростехнологиям», то НПО, судя по всему, ждет незавидная судьба. Безусловно, «Сатурн» — лакомый и вкусный кусок российского двигателестроения, но им легко подавиться. Сергей Чемезов никогда не руководил большими машиностроительными предприятиями. За его плечами почти нет крупных успехов. А неудач немало. Под руководством Сергея Чемезова «Рособоронэкспорт» на несколько лет сорвал сроки поставки Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» — этот корабль до сих пор стоит у причала и, когда выйдет в море и выйдет ли вообще, неизвестно. Похожая судьба постигла и контракт с Китаем на поставку самолетов-заправщиков Ил-78. А  контракт «Рособоронэкспорта» с Алжиром на поставку 15 МиГ-29 ; пришлось отменить из-за того, что российские самолеты оказались с дефектами. В случае смены руководства неизвестно, что произойдет с «Сатурном». Заметим, что сам Ласточкин, прежде чем вывести загибавшееся в конце 90−х предприятие в лидеры отрасли, за десять лет вложил в него более полумиллиарда долларов, привлек лучшие кадры, три года вел переговоры с французами, убедил-таки их создать СП и в конце концов сам стал докой в двигателестроении. В результате «Сатурн» стал одной из крупнейших российских высокотехнологичных компаний, гражданскую продукцию которой готовы покупать иностранцы. Впрочем, шанс спасти «Сатурн» от недружественного поглощения еще остается. Депутат Госдумы от Ярославской области Анатолий Лисицин уже обратился к Дмитрию Медведеву с письмом, в котором попросил главу государства вмешаться в ситуацию. В письме прямо сказано, что «в сложившейся вокруг проекта нового российского самолета и НПО “Сатурн” ситуации не прослеживается государственный подход». Возможно, вмешательство президента изменит расстановку сил в этом конфликте.



[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



АЛ-55И

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



6 декабря    - Cотрудникам ПАО «ОДК-Сатурн» Дмитрий Рогозин вручил государственные награды 06 декабря 2017 года, Ры...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 6.12.2017
  • Последние новости - 6.12.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62