РЕЗЕРВНАЯ КОПИЯ САЙТА!

Вы можете ПЕРЕЙТИ на ОСНОВНУЮ версию сайта






Компания Пресса о компании

Суперстенд для супермотора.

Пресса о компании 15.04.2009
"Военно-промышленный курьер", №14 (280), 15 - 21 апреля 2009 года
"ОБОРОНКА", ТЕХНОЛОГИИ
В РЫБИНСКЕ ПРОДОЛЖАЮТСЯ ИСПЫТАНИЯ «СЕРДЦА» ДЛЯ НОВОГО РЕГИОНАЛЬНОГО САМОЛЕТА
Спор между самолетчиками и двигателистами о том, что для полета важнее – крылья или мотор, вечен и неразрешим. Это, конечно, шутка, ведь обе составляющие летательного аппарата – и силовая установка, и планер должны соответствовать уровню, позволяющему добиться успеха на рынке. Если суперсовременный лайнер, построенный с применением композитных материалов, со «стеклянной» кабиной, с электродистанционной системой управления и так далее будет оснащен двигателем, представляющим собой перелицовку уже хорошо известного проекта, не соответствующим современным требованиям по топливной эффективности, ремонтопригодности, экологичности, то такой продукт явно ожидает крах на рынке. Поэтому при разработке проекта регионального лайнера Sukhoy Superjet 100, ориентированного как на внутрироссийский, так и на международный рынок, был выбран принципиально новый двигатель SaM146, создающийся в равноправном сотрудничестве российским НПО «Сатурн» и французской компании Snecma.

«Мы надеемся, что сертификационные испытания успешно завершатся в четвертом квартале этого года, двигатель будет создан, что позволит сертифицировать самолет Sukhoy Superjet 100 и начать его поставки в коммерческую эксплуатацию», – говорит генеральный директор НПО «Сатурн» Юрий Ласточкин. Те результаты, которые SaM146 уже показал в ходе испытаний, не дают существенных поводов сомневаться в словах генерального директора.
 
Двигатель SaM146 имеет современную конструкцию, разработанную на основе опыта предыдущих программ и анализа конкурентных продуктов для достижения заданной надежности и экономических показателей. Неоднократно декларировавшимися отличительными особенностями двигателя SaM146 являются высокий уровень надежности, низкие затраты на техническое обслуживание, малый расход топлива, а также полное соответствие существующим и перспективным экологическим требованиям ICAO. В ходе испытаний практически все эти параметры уже подтверждены. Так, суммарная наработка двигателей составляет 3050 часов, в том числе в полете – 920 часов. При этом наработка опытного двигателя № 4 в обеспечение ресурса уже превышает 1010 циклов. В ходе испытаний было выявлено, что параметры экономичности двигателя SaM146 на крейсерской скорости полета даже лучше расчетных. На сегодня успешно пройдены такие этапы сертификационных испытаний, как проверка работы двигателя в условиях обледенения, испытания на исследование флаттера при боковом ветре, влияние взлетной полосы, работоспособность реверсивного устройства, специальные испытания узлов двигателя на обрыв лопатки, заброс птицы. Все они дали положительные результаты.
 
Для обеспечения сертификационных испытаний нужно изготовить 8 опытных двигателей, которые в общей сложности выдержат 26 сборок. Дефектовать и заменять детали в двигателях необходимо после сложных испытаний, например на заброс льда или обрыв лопатки, а также в ряде других случаев. Для проведения испытаний самолета понадобится еще 9 моторов.
 
Надо отметить, что большая часть специальных испытаний, таких, например, как заброс льда и птицы, проводится на открытом испытательном стенде НПО «Сатурн», расположенном в окрестностях города Рыбинска. Это уникальная не только для России, но и для всей Евразии конструкция – стенд подобного уровня есть лишь в США, еще один только строится в Канаде. На его создание были потрачены десятки миллионов евро, однако эти затраты окупятся с лихвой при испытаниях новых газотурбинных двигателей.
 
Вообще надо отметить, что масштабные инвестиции в производство, в собственное развитие – это отличительная черта НПО «Сатурн». Причем руководство предприятия намеревается проводить активную инвестиционную политику и дальше, невзирая на кризис. Генеральный директор предприятия Юрий Ласточкин убежден, что инновационная стратегия была выбрана правильно и, даже если вернуть вчерашний день, «мы бы заняли в несколько раз больше, потому что сейчас возможности по привлечению кредитов у российских компаний практически сведены к нулю».
 
А деньги «Сатурну», как, впрочем, и большинству других предприятий отечественного авиапрома и ОПК, очень нужны. Только на завершение сертификации SaM146 необходимо, по словам Юрия Ласточкина, около 4 млрд рублей. «Здесь все расписано до последнего двигателя, до последней сборки, до последней тонны керосина. Ведь для того чтобы получить сертификат типа, одного керосина надо 7 тысяч тонн – это целый эшелон», – уточнил гендиректор «Сатурна». Программа проверена и одобрена Минпромом, НИИ экономики авиапромышленности, прошла экспертизу. И со временем, хоть и не очень быстро, вопрос о выделении этих денег из бюджета будет решен. Кроме того, по словам Юрия Ласточкина, примерно такая же сумма на завершение своих работ по созданию SaM146 нужна и компании Sneсma.
 
Сравнительно недавно НПО «Сатурн» было национализировано и вошло в ОПК «Оборонпром», под эгидой которого, как известно, создана двигателестроительная корпорация. Новый статут «Сатурна» открывает перед ним более широкие возможности по получению поддержки со стороны государства. Как заявил Юрий Ласточкин, сегодня «Сатурну» для стабилизации экономического положения требуются госгарантии в размере 10 млрд рублей, 1,5 млрд – на субсидирование процентных ставок, 8 млрд рублей – на увеличение уставного капитала (часть этих денег как раз и предназначается для завершения реализации программы SaM146). Кроме того, «Сатурн» уже получил 18 млрд на рефинансирование так называемых коротких денег.
 
Решение всех вопросов, возникающих в процессе выделения бюджетных средств предприятиям реального сектора экономики, идет в традиционной для российской действительности неспешной манере. Однако в данном случае неплохо было бы проявить и большую оперативность, поскольку SSJ100 уже дышат в затылок конкуренты из Японии и Китая со своими проектами региональных лайнеров Mitsubishi Jet и ARJ21. И если конкуренции со стороны японцев России пока можно не опасаться – разработка Mitsubishi Jet с двигателями Pratt Whitney началась на пять лет позже аналогичного проекта АХК «Сухой» да и технологически это будет совершенно другой продукт, то ARJ21 отстает от российского Суперджета всего на год. К тому же в создание первого китайского пассажирского лайнера собственной разработки вложена вся интеллектуальная и промышленная мощь китайского «дракона», помноженная на огромный административный ресурс. Для серийного производства ARJ21 в районе Шанхая построен современный завод с собственной взлетной полосой, а для обеспечения успешного старта программы в КНР принято решение о закупке для внутренних нужд китайских авиакомпаний сразу более 300 самолетов ARJ21. По мнению Юрия Ласточкина, «понятно, что при закупке такого количества самолетов получится технологически доведенный «до звона» самолет». В условиях кризиса столь солидная государственная поддержка способна вывести Китай на одно из лидирующих мест в числе мировых производителей региональных пассажирских самолетов.
 
Рынок у SSJ100, безусловно, есть, но о его количестве сегодня трудно говорить. До кризиса ежегодный рост в сегменте региональных лайнеров составлял не менее 20 процентов. Каким он будет в ближайшие годы, предсказать пока сложно. Однако выход SSJ100 на рынок, а это произойдет в начале 2010 года, совпадает с дефицитом провозных возможностей российских авиакомпаний. Из парков перевозчиков уходят Ту-154, практически уже ушли Ту-134. «Поэтому при завершении сертификации в ранее заявленные сроки выход нового самолета на рынок мы оцениваем достаточно оптимистично», – говорит гендиректор «Сатурна». Определенные надежды на предприятии связывают и с самостоятельной жизнью своего главного гражданского продукта. «Я думаю, что SaM146 найдется применение и на других воздушных судах», – считает Юрий Ласточкин. После завершения сертификации нового двигателя переговоры об этом с французскими партнерами «Сатурна» будут активизированы.
 
На вопрос, увеличился ли после посещения «Сатурна» Владимиром Путиным гособоронзаказ, ответ был краток: «К сожалению, нет, госзаказ пока не увеличился – военные постоянно вносят коррективы в свои планы». Тем не менее в Жуковский новые гражданские SSJ100 прилетели в сопровождении новых Су-35, также оснащенных двигателями НПО «Сатурн».
 
Илья КЕДРОВ
Рыбинск–Москва
 
Постоянный адрес статьи:   http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2009.280.articles.defence_02



[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



Производство на НПО Сатурн (31)

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



2 августа    - Состоялся 34-й (летний) Слет молодежи ПАО «ОДК-Сатурн» 04 августа 2017 года, Рыбинск. – Победой ...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ

  • Свежая пресса о компании - 15.08.2017
  • Последние новости - 2.08.2017
  • Реализуем - 6.04.2015
  • Промышленные газовые турбины - 6.04.2015
  • Отчетная информация НПО "Сатурн" - 20.03.2015
  • Корпоративный журнал дивизиона «ДДГА» - 18.03.2015
  • Координаты - 11.03.2015
  • Опытно-конструкторская база - 11.03.2015
  • Б/у автотранспортная техника - 10.03.2015
  • Продукция - 4.03.2015
  • Корпоративная газета "Сатурн" - 26.02.2015
  • Powerjet - 19.02.2015













  • © ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2012 , Powered by SprinCMS 2.62