Мы в Twitter
Мы Вконтакте
Мы в Facebook
Компания Пресса о компании

90 лет для «Сатурна» - не возраст.

Пресса о компании 10.04.2006
«Аэрокосмический курьер» 1 (43) 2006 г.

Научно-производственное объединение «Сатурн» - ведущая двигателестроительная корпорация России – в этом году отмечает свой 90-летний юбилей.

Еще совсем недавно это было монокультурное серийное производство по выпуску авиационных моторов. Сегодня НПО «Сатурн» специализируется на разработке, производстве и сервисном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, судов военно-морского флота, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок.

Уникальная история предприятия берет свое начало в далеком 1916г. Именно тогда было получено высочайшее утверждение российского монарха на создание, на основе государственного кредита, пяти отечественных автомобильных заводов. В их числе был и АО «Русский Рено» в г. Рыбинске. В 1924г., в соответствии с требованиями времени, завод был переориентирован на производство авиационных двигателей и получил новое название: Государственный авиационный завод № 6.

Период 1925-1931гг. имел важнейшее значение для развития авиамоторной промышленности нашей страны. В эти годы происходило формирование двух основных направлений в производстве и освоении авиационных двигателей: первое из них – создание опытных образцов и серийное производство двигателей отечественных конструкций, второе – выпуск по лицензиям двигателей иностранных образцов. Рыбинские моторостроители успешно развивали оба вида деятельности, участвовали в разработке одного из первых авиадвигателей отечественной конструкции - М-13. В 1928г., по прибытии на завод партии французских авиационных моторов «Лоррэн-Дитрих», мощностью 450 л.с., которые надо было перебрать, отремонтировать и испытать, была создана первая испытательная станция. В том же году был начат серийный выпуск авиадвигателей М-17 для самолетов-разведчиков Р-5 и тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.

Довоенные годы были отмечены успешным выпуском двигателей для самолетов ведущих конструкторов того времени: А.Н. Туполева, Н.Н. Поликарпова, В.М. Петлякова, А.С.Яковлева и других. Самолет АНТ-25, на котором экипаж в составе В. Чкалова, Г.Байдукова, А.Белякова в 1936г. совершил легендарный перелет через северный полюс, был оснащен двигателями М-34Р, созданными рыбинскими моторостроителями. 1938г. отмечен разработкой серии двигателей М-103 и М-105 (гл. конструктор В.Я. Климов) для истребителей: Як-1, Як-3, Су-1, Су-3, Лаг-3 и бомбардировщиков: СБ-3, Пе-2, Ар-2. Под руководством талантливого инженера В.П. Баландина, который возглавлял сборочный цех Рыбинского моторостроительного завода, задолго до ВОВ была внедрена конвейерная сборка моторов. Таких конвейеров не было тогда даже за рубежом, все было сделано «своими руками» по собственным проектам.

В начале Великой Отечественной войны Рыбинский моторостроительный завод эвакуировали в Уфу. В 1942 г. часть коллектива предприятия возвратилась в Рыбинск и занялась ремонтом поврежденных в воздушных боях авиадвигателей М-100, М-103, М-105 (конструкции Владимира Климова), в большом количестве поступавших с фронта. С апреля по декабрь 1942г. завод отремонтировал 728 двигателей, в 1943г. – в 1,5 раза больше. 13 ноября 1943г. Государственный Комитет Обороны принял постановление об организации на Рыбинском моторостроительном заводе серийного производства моторов АШ-62 ИР (конструкции А.Д. Швецова), мощностью до 1000 л.с., для самолета ЛИ-2 (российского аналога американского «Дугласа»). Звездообразные авиадвигатели АШ-62, мощностью 820 л.с., прекрасно зарекомендовали себя в процессе эксплуатации. В период с 1944г. по начало 60х годов ХХ века их устанавливали на многоцелевых самолетах-долгожителях отечественного производства Ан-2.

По окончании Великой Отечественной войны на Рыбинском моторостроительном заводе началось производство поршневого двигателя АШ-73ТК (конструкции А.Д. Швецова) для самолета Ту-4 и его пассажирского варианта Ту-70. Именно в г.Рыбинске была завершена работа по созданию последнего российского поршневого двигателя ВД-4К. Тяжелый межконтинентальный стратегический бомбардировщик Ту-85, оснащенный ВД-4К, открыл военный парад 1951г. 1954г. ознаменован началом серийного выпуска турбореактивных двигателей ВД-7Б (конструкции В.А. Добрынина) для стратегического бомбардировщика 3М; ВД-7М для сверхзвуковых бомбардировщиков Ту-22 и М-50.

Для Рыбинского моторостроительного производственного объединения 1960-1980 г.г. явили собой в полном смысле «взлет» производства. Под руководством директора завода П.Дерунова налажено серийное производство (до 50 авиадвигателей в сутки) Д-30КУ и Д-30КП (конструктор П. Соловьев) для самолетов Ту-154М, Ил-62М и Ил-76, ныне составляющих основу самолетного парка ГА России. Параллельно в Рыбинском КБ генерального конструктора П. Колесова были созданы уникальные авиадвигатели серии РД и начат серийный выпуск РД36-51А для пассажирских сверхзвуковых самолетов Ту-144.

Славная история НПО «Сатурн» второй половины ХХ века связана не только с рыбинскими машиностроителям. В 1998г. в состав ОАО «Рыбинские моторы» вошел Волжский машиностроительный завод, а в 2001г. произошло слияние ОАО «Рыбинские моторы» с АО «А. Люлька-Сатурн» - знаменитым предприятием, звездным КБ, которому отводится важная роль в истории отечественного двигателестроения. Впервые судьбы двух предприятий пересеклись в 1944г., когда в Москве было образовано КБ во главе с легендарным конструктором А. Люлькой. Под его руководством был создан первый отечественный турбореактивный двигатель ТР-1, установленный впоследствии на опытных истребителях Су-11, И-211, бомбардировщике Ил-22. В конце 1940х гг. - ТР-2, ТР-3 и основатель семейства «АЛ» – турбореактивный двигатель АЛ-5, развивавший тягу до 5000 кгс. За его создание группа ведущих специалистов во главе с А. Люлькой получила Государственную премию I степени.

Преемственность поколений ТРД семейства «АЛ» прочно заняла одно из ведущих мест в отечественном двигателестроении. Двигатель АЛ-7 устанавливался на бомбардировщике Ил-54, его модификации АЛ-7П – на пассажирском самолете Ту-110 и АЛ-7ПБ – на гидросамолете М-10. Двигатель АЛ-7Ф был предназначен для истребителя-перехватчика ЛА-250; АЛ-7Ф-1 для истребителя-боамбардировщика Су-7Б и всепогодного истребителя-перехватчика Су-9; АЛ-7Ф-2 – для всепогодного истребителя-перехватчика Су-11 и дальнего перехватчика Ту-128; АЛ-7Ф-4 для Ту-28. На самолетах конструкции П.О. Сухого с двигателями АЛ-7Ф-1 установлено четыре мировых рекорда высоты и скорости полета, на гидросамолете М-10 – 12 мировых рекордов скорости, высоты полета и грузоподъемности. В это время начались разработки двухконтурных ТРД и ТРДФ (АЛ-7ТВ) на базе АЛ-7, но время реализации двухконтурной схемы пришло позднее.

Особенностями АЛ-31Ф - вершины конструкторской деятельности А.М. Люльки, явились модульная конструкция, укороченная камера сгорания, сверхзвуковое всережимное регулируемое сопло. На Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже 1989г. самолет Су-27 с двигателями АЛ-31Ф был признан одним из лучших в мире. На нем было установлено 32 мировых рекорда скороподъемности и высоты полета. Дальнейшим развитием АЛ-31Ф стала модификация этого двигателя с поворотным соплом - АЛ-31ФП (генеральный конструктор В.М. Чепкин). С 1998г. ведутся конструкторские работы по созданию многофункционального турбореактивного двигателя АЛ-55, создаваемого на базе моделирования проточной части двигателя АЛ-31Ф. Модифицированные двигатели АЛ-31Ф разработки НПО «Сатурн» сегодня серийно производят два российских завода - ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение» и ФГУП ММПП «Салют».

Отдельной страницей вписаны в историю НПО «Сатурн» успешные работы под руководством В.М. Чепкина по созданию малоразмерных двигателей РТВД-14 и ТП-22 для космической системы «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран».

Об успешных разработках и внедрении в производство продукции НПО «Сатурн» без преувеличения можно написать многотомную книгу. Новейшая история предприятия не менее богата интересными и значимыми для российского машиностроения событиями.

По данным Минпромэнерго России НПО «Сатурн» входит в число крупнейших предприятий оборонно-промышленного комплекса нашей страны. Сегодня в НПО «Сатурн» работает 18 тысяч человек, из которых более 4 тысяч заняты научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками. Конструкторский дивизион предприятия – около 100 докторов и кандидатов наук – сегодня является одним из самых мощных в стране. Благодаря уникальному производственному потенциалу научно-производственное объединение «Сатурн» успешно реализует свою главную задачу – укрепление оборонной, экономической и энергетической безопасности государства путем создания и производства высокотехнологичной, конкурентоспособной продукции. Не случайно именно на НПО «Сатурн» в рамках государственной программы возложена роль головного разработчика и исполнителя по созданию авиационных двигателей пятого поколения.

По заказу Министерства Обороны Росси НПО «Сатурн» реализует программы разработки и производства газотурбинных двигателей для беспилотных летательных аппаратов. Не менее важным направлением деятельности является поддержка на конкурентоспособном уровне действующего парка самолетов гражданского и военного назначения с двигателями разработки и производства НПО «Сатурн». Особое место отводится внедрению в жизнь программ глубокой модернизации двигателей АЛ-31Ф для самолетов марки Су, ремоторизации гражданских и военных транспортных самолетов Ил-76 двигателями Д-30КП «Бурлак». Реализация этих проектов позволит не только поддерживать авиапарк военных и транспортных машин в боевой готовности, но и обеспечит значительное улучшение их летно-технических характеристик. По оценкам компетентных специалистов, оснащение Д-30КП «Бурлак» пассажирских и транспортных самолетов позволит с запасом преодолевать ограничения, накладываемые нормами ИКАО, глав 3 и 4 и даст возможность увеличить межремонтный назначенный ресурс в 2,2 р. Тяга на взлетном и крейсерском режиме увеличивается на 16%, расход топлива снижается на 18%. Кроме того, стоимость ремоторизации двигателями Д-30КП «Бурлак» в 3,5р. ниже в сравнении с альтернативными вариантами.

В условиях современного состояния отечественной экономики, преддверии вступления России в ВТО НПО «Сатурн» видит своей стратегической целью создание крупнейшей национальной компании в энергомашиностроении и авиации в альянсе с мировыми глобальными компаниями. НПО «Сатурн» активно развивает и поддерживает имидж открытой, публичной компании с ясными перспективами и прогнозируемым поведением на рынке, что, несомненно, способствует обретению доверия инвесторов как отечественных, так и зарубежных. Приоритетными программами в сотрудничестве с зарубежными партнерами на сегодняшний день выбраны такие проекты как:

-создание, совместно с французской компанией «Safran» (“SNECMA Moteurs”), современного турбовентиляторного двигателя SAM-146 для российского регионального самолета RRJ;

-создание и внедрение в серийное производство универсальных турбореактивных двигателей семейства АЛ-55 для учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов нового поколения. По своей философии, принципам конструирования АЛ-55 не имеет аналогов в отечественном машиностроении. Благодаря уникальным техническим характеристикам этот двигатель выиграл в 2004г. тендер индийских ВВС на оснащение новых учебно-тренировочных самолетов JHT-36.

На НПО «Сатурн» с головным предприятием в г. Рыбинске Ярославской области, филиалами в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Перми решением Главкомата Военно-Морского Флота России возложены функции комплексного поставщика газотурбинных агрегатов для надводных кораблей. В настоящее время завершаются работы по созданию базовых высокоэкономичных автоматизированных судовых газотурбинных двигателей четвертого поколения разработки НПО «Сатурн»: М75РУ и М70ФРУ.

В тесном сотрудничестве с РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром» научно-производственное объединение «Сатурн» участвует в программах модернизации энергогенерирующих мощностей России, создании конкурентоспособных газотурбинных приводов для транспортировки и хранения газа. Сегодня НПО «Сатурн» является единственным предприятием, которое осуществляет производство отечественных газотурбинных двигателей и энергоустановок мощностью свыше 100МВт, составляющих основу модернизации энергогенерирующих станций в системе РАО «ЕЭС России». Начаты работы по освоению серийного производства современного газотурбинного двигателя ГТД-110, мощностью 110 МВт. Наземные промышленные программы предприятия представлены мощностным рядом: 2,5; 4; 6; 6,3; 8; 10; 16; 110; 170 и 325 МВт.

В рамках реализации программы по выпуску газотурбинного оборудования активно развивается продуктовый ряд газоперекачивающих агрегатов, например ГПА-4РМ мощностью 4МВт блочно-контейнерного исполнения для поставки природного газа и закачки его в подземные хранилища, теплоэлектростанций с газотурбинными двигателями мощностью 6 и 8 МВт для ГТЭС-12, 16,24,36. С 2002г. начались работы по созданию ГПА-6,3РМ и ГПА-10РМ мощностью 6,3МВт и 10МВт соответственно. Энергетическая установка ГТА-6РМ по итогам всероссийского конкурса 2005 года вошла в число 100 лучших товаров России и стала первым победителем в номинации «Гордость Отечества».

Уникальные возможности НПО «Сатурн» - общий объем производственных площадей около 1 млн. кв.м, 12 тысяч единиц современного оборудования – в сочетании с принятым курсом на внедрение инновационных технологий позволяют отнести его к разряду предприятий нового поколения. Политика, проводимая руководством, состоит в снижении издержек производства, повышении производительности труда и заработной платы сотрудников. Ключевыми моментами являются кардинальное изменение технологического цикла производства, привлечение инвестиций на приемлемых условиях, приобретение современного оборудования, внедрение технологий пятого технологического цикла. Ежегодно НПО «Сатурн» инвестирует в модернизацию производства около 20-30 мил. долларов из прибыли. Темпы роста объемов товарной продукции НПО «Сатурн» составили 95,0% в 2004г. и 120,9% в 2005г. В бизнес-плане предприятия в 2006г. планируется 140,8%. Активно внедряется программа технологического оснащения производства, обновления производственных мощностей. В течение 2005г. предприятием было приобретено нового оборудования на общую сумму 693 млн. рублей. В строительство новых корпусов и другие подобные работы вложено 591 млн. рублей.

Реализуется конкретный план модернизации производства и реструктуризации предприятия до 2010 года. В авиастроении России только НПО «Сатурн» ввело новые производственные мощности. В настоящее время можно говорить о завершении локальной модернизации предприятия. За период с 2003 по 2005 годы закуплено более 100 единиц высокотехнологичного оборудования. Производственные инновации отмечены и в области информационных технологий. Политика локальной модернизации предприятия потребовала развития корпоративных программ «тотального» обучения персонала. НПО «Сатурн» ведет обучение своих специалистов не только в России, но и за рубежом. Более 200 работников Объединения – менеджеров, инженеров, операторов, наладчиков – за последние полтора года прошли обучение в Японии, Швейцарии, Германии, Франции. Инвестиции в обучение влекут за собой изменение психологии и мотивации труда сотрудников, создают иные ценностные критерии, способствуют преодолению стереотипов, в том числе в организации производства, подходе к издержкам и себестоимости продукции.

В области инновационного управления важно отметить недавнее подписание договора о долгосрочном сотрудничестве между ОАО «Российский банк развития» и НПО «Сатурн». Банк выступает в данном случае не только в роли финансового учреждения, а еще и является институтом развития, который вкладывает 11,5 млрд. рублей на десятилетний срок в наиболее инвестиционно-привлекательные проекты, представленные успешным предприятием. По словам генерального директора НПО «Сатурн» Юрия Ласточкина, вся сумма будет планомерно распределена в целях реализации следующих основных проектов предприятия: производство двигателя SAM-146 для нового российского регионального самолета RRJ; производство универсального ГТД АЛ-55; производство двигателей Д-30 КП «Бурлак» для ремоторизации гражданских и военных отечественных транспортных самолетов ИЛ-76; развитие энергетических программ, в том числе строительство генерирующих мощностей на территории России, СНГ и стран Восточной Европы. Показательно, что к своему юбилею НПО «Сатурн» удостоено звания «Компании года – 2005» в машиностроении России как «стратегический партнер государства».




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



2001г. - визит В. В. Путина на НПО Сатурн (1)

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

19 июля    - ОДК объединяет разработку и производство малоразмерных двигателей для БЛА Жуковский, 19 июля 2017 го...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ














© ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2017 , Powered by SprinCMS 2.62