Мы в Twitter
Мы Вконтакте
Мы в Facebook
Компания Пресса о компании

Учет и контроль: Современная система послепродажного и сервисного обслуживания двигателей требует внедрения информационных технологий

Пресса о компании 10.04.2006

АВИАТРАНСПОРТНОЕ ОБОЗРЕНИЕ, АПРЕЛЬ 2006
№68, с.32

В НПО «Сатурн» все более остро ощущается необходимость коренной реорганизации системы послепродажной поддержки эксплуатации авиадвигателей. Очевидно, что планы выхода на мировой рынок с двигателем SaM146 диктуют потребность в новом уровне сервиса. Менее очевидно, но в существенном развитии нуждается и поддержка двигателей семейства Д-30.

Алексей Синицкий

Среди факторов, позволивших НПО «Сатурн» продержаться в кризисные 90-е гг. и получить импульс для дальнейшего развития, немаловажную роль сыграло наличие огромного парка находящихся в эксплуатации двигателей Д-30КУ154 (для Ту-154М) и Д-30КП (для Ил-76). На сегодня, по словам замдиректора НПО «Сатурн» по информационным технологиям Юрия Зеленкова, в базе данных предприятия числится свыше 6000 двигателей семейства Д-30 в рабочем состоянии. Это электронная база, однако построена она на устаревших технологиях: текущие данные о состоянии двигателей поступают на бумаге и потом заносятся в систему. Новым требованиям такая база уже не удовлетворяет, и поэтому НПО «Сатурн» совместно с компанией IFS Russia & CIS развивают проект «Интегрированная логистическая поддержка авиационных двигателей», в рамках которого создается единое информационное пространство для КБ, заводов, сервисных подразделений НПО «Сатурн» и авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты с двигателями «Сатурна».

В качестве базового программного обеспечения выбрано решение международной корпорации IFS. Это первый опыт внедрения подобной системы среди российских двигателестроительных компаний. На выбор системы повлияли «полтора» фактора. Прежде всего то, что IFS, по словам гендиректора российского подразделения компании Леонида Викторова, имеет хороший опыт реализации проектов по автоматизации управления производством и послепродажного обслуживания авиационной и военной техники. Среди ее заказчиков можно упомянуть General Electric Aircraft Engines, Lockheed Martin, Saab Aerosystems, BAE Systems и индийскую корпорацию HAL. Дополнительным аргументом, как говорит Юрий Зеленков, послужило то обстоятельство, что в числе заказчиков IFS есть и французская компания Snecma Moteurs, с которой «Сатурн» ведет крупный совместный проект по созданию двигателя SaM146. Поэтому с позиции развития интеграционных проектов переход на единое программное обеспечение более перспективен. То есть, по большому счету, рассматривать какие-либо другие системы не было особого смысла.

Внедрение новой системы послепродажной поддержки стимулировано несколькими причинами. В первую очередь предприятию нужно оперативно отслеживать состояние всех двигателей, находящихся в эксплуатации, с точки зрения поддержания летной годности и соответствия всем требованиям авиационных властей. Далее, поскольку авиационный двигатель — весьма дорогое изделие, которое должно приносить прибыль авиакомпании, необходимо минимизировать время его вынужденного простоя, а для этого требуются своевременные поставки запчастей и ремонтные работы. Цикл изготовления ряда запчастей может превышать 6 месяцев, поэтому нужно прогнозировать состояние двигателя и заранее планировать заказ запчастей и ремонт. Наконец, «Сатурн» намерен активно выходить на зарубежные рынки, в связи с чем необходимо создавать соответствующий уровень сервиса.

Стоимость владения

«Сегодня заказчика интересует стоимость всего жизненного цикла эксплуатации, во что обходится изделие не с точки зрения его приобретения в конкретный момент времени, а в принципе, в какие затраты выльется поддержание летной годности, — говорит коммерческий директор НПО «Сатурн» Василий Данилов. — Если мы хотим успешно продавать отечественную технику на мировом рынке, нам нужно обеспечить современный сервис. Без него невозможен высокий уровень летной годности и существенное сокращение издержек заказчиков. А для решения этой задачи требуется, в частности, новейшая информационная система».

С внедрением новых технологий у НПО «Сатурн» появляется возможность отблагодарить эксплуатантов двигателей семейства Д-30. Дело в том, что парк самолетов Ту-154М постепенно выводится из эксплуатации. «До начала массового списания самолетов данного типа, если исходить из их остаточного ресурса и календарного срока службы, остается 5–7 лет, — прогнозирует г-н Данилов. — Поскольку срок остался небольшой, крайне остро стоит задача минимизации расходов, которые авиакомпаниям придется понести». Наличие новой информационной системы позволит разобраться в том числе и в этих вопросах. Эксплуатант получит четкое понимание, в каком состоянии находится данный экземпляр двигателя, сколько ему осталось работать, сколько он реально стоит и во сколько обойдется его дальнейшая эксплуатация.

Что касается транспортных самолетов Ил-76, то в НПО «Сатурн» разработана программа их ремоторизации двигателями Д-30КП-3 «Бурлак». (Это глубокая модернизация Д-30КП с заменой трехступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый малошумный вентилятор с одной подпорной ступенью, а также с доработкой камеры сгорания и рядом других усовершенствований.) На сегодня бизнес грузовых перевозок на Ил-76 в России находится в упадочном состоянии, но за рубежом он продолжается (в том числе, к сожалению, и без обеспечения надлежащего контроля за поддержанием летной годности). Восстановление таких перевозок в России и возможности авиакомпаний по ремоторизации парка определяются непосредственно остаточной стоимостью владения существующими двигателями, а также прогнозами по затратам на модификацию двигателей и их дальнейшую эксплуатацию.

Именно поэтому, по словам Василия Данилова, коммерческая дирекция НПО «Сатурн» выступает внутренним заказчиком и активным участником проекта «Интегрированная логистическая поддержка авиационных двигателей». Кроме того, в проекте заняты практически все службы, имеющие отношение к оценке стоимости жизненного цикла газотурбинных двигателей авиационного применения: служба главного конструктора — технического директора, служба главного инженера, дирекция производства и другие подразделения, участвующие в создании, производстве и поддержке двигателей.

Стратегический пилотный проект

Первая часть проекта «Интегрированная логистическая поддержка авиационных двигателей» охватывает семейство Д-30. «Это пилотный проект, но также и фундамент, который будет использоваться нами для последующих программ, как международных, так и военных, — говорит коммерческий директор «Сатурна». — Поэтому затраты и риски, которые мы несем при его реализации, распределяются с учетом использования внедренных технологий в дальнейших проектах». Более того, освоение логистической поддержки на должном уровне по сути является одним из ключевых факторов достижения конкурентоспособности на мировом уровне и дальнейшего существования бизнеса «Сатурна».

Создаваемая система будет вводиться в строй поэтапно. Сначала обеспечивается информационное сопровождение двигателей — для каждого экземпляра система хранит конкретную конфигурацию, изменения которой в ходе эксплуатации отслеживаются представителями «Сатурна» на местах и вносятся в систему через удаленный веб-интерфейс. Также в систему вносится информация о всех событиях, происходящих с изделием, ведется мониторинг всех отработанных циклов взлетов-посадок и инцидентов. Кроме того, эксплуатанты могут получить в системе техническую информацию по своим двигателям и данные о всех бюллетенях и директивах, работы по которым обязательно должны быть выполнены. На втором этапе будет реализовано управление поставками запасных частей. Эксплуатанты получают через Интернет доступ к каталогу запасных частей, могут сформировать заказ и отслеживать его статус.

«Явный лидер на рынке по технической поддержке двигателей в эксплуатации — CFM International, совместное предприятие General Electric и Snecma Moteurs, выпускающее двигатель CFM56, — говорит Юрий Зеленков. — Для нас это ориентир. Правда, функциональность первой части проекта, веб-центра поддержки для двигателей Д-30, будет несколько ограниченна по сравнению с веб-порталом CFM56, но это связано с тем, что в нашей стране существует ряд законодательных отличий по выполнению всех норм и правил послепродажной поддержки».

На сегодня реализация проекта находится в фазе развертывания и тестирования системы, в конце мая должна начаться опытная эксплуатация, а начало промышленной эксплуатации намечено на август.

«Мы рассчитываем, что систему опробуют и будут внедрять пять крупнейших авиакомпаний: «Аэрофлот», S7 Airlines, «Пулково», UTair, «КрасЭйр», а также шесть основных авиаузлов: Шереметьево, Домодедово, Пулково, Новосибирск, Сургут, Красноярск, — говорит Василий Данилов. — Для пользователей данная система будет практически бесплатна. Компании, с которыми мы обкатываем этот пилотный проект, активно работают на рынке западных ВС, они уже имеют определенные представления о послепродажной поддержке двигателей, так что мы разговариваем с ними на одном языке».

В перспективе планируется распространить систему интегрированной логистической поддержки на изделия наземной тематики и двигатель SaM146; система его послепродажного обслуживания должна быть запущена в апреле 2008 г. Это совместный проект «Сатурна» и Snecma в рамках СП PowerJet. Один технический центр будет создан в Москве (аэропорт базирования пока не выбран, процесс находится в стадии переговоров). При техцентре также будет располагаться центр по обучению и склад запчастей для поставки по регионам России и СНГ. Второй центр создается в Париже, за него отвечает Snecma Service.

Организационные выводы

Для нормального функционирования системы интегрированной логистической поддержки авиационных двигателей необходимо принять ряд рекомендательных и утвердительных документов для эксплуатантов, однако представители «Сатурна» проблемы с этим не видят, поскольку авиационные власти оказывают проекту полную поддержку. Кроме того, внедрение системы потребует серьезного изменения организационной структуры службы НПО «Сатурн», занимающейся эксплуатацией двигателей. Сегодня в подразделении работает около 200 чел., в основном полевые и региональные представители, которые находятся там, где эксплуатируются двигатели производства НПО «Сатурн», т. е. более чем в 40 странах мира. Их необходимо обеспечить информацией и обучить работе с новой системой.

Но этим перемены не ограничатся. «Мы стоим на пороге реорганизации всех сервисных служб по авиационным двигателям, имеющимся в НПО «Сатурн», — говорит Василий Данилов. — Будет создана отдельная дирекциипо эксплуатации — подразделение с серьезными людскими, производственными и финансовыми ресурсами. В дальнейшем, возможно, оно выделится в отдельное юридическое лицо в составе общей структуры НПО “Сатурн”».




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



М70ФРУ (1)

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



10 ноября    - Молодые специалисты ОДК завоевали три «золота» на чемпионате WorldSkills Hi-Tech 2017 Москва, 9 нояб...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ














© ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2017 , Powered by SprinCMS 2.62