Мы в Twitter
Мы Вконтакте
Мы в Facebook
Компания Пресса о компании

Второе дыхание Су-35

Пресса о компании 3.03.2008
Андрей Фомин, Русский курьер №8 (Москва), 03.03.2008
На новом истребителе пройдут "обкатку" технологии для самолета пятого поколения.
В середине следующего десятилетия в российские ВВС и на экспорт начнет поступать многофункциональный перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации пятого поколения, а пока на смену уже устаревшим технически и морально самолетам предназначен истребитель Су-35, летные испытания которого недавно начались в Подмосковье. Первый полет на нем выполнил 19 февраля заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.

Если коротко, то "восставший из пепла", словно сказочная птица Феникс, самолет Су-35 - это сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения "4++". В нем уже использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие Су-35 превосходство над зарубежными машинами аналогичного класса.

Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, которая выступает связующим звеном всего бортового оборудования самолета, а также новый радар с фазированной антенной решеткой и новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги.

В настоящее время в Комсомольске-на-Амуре, где был собран первый, дебютировавший на прошлогоднем МАКСе истребитель, ведется сборка еще двух опытных Су-35. Серийное же производство и поставки уникальных самолетов российским и зарубежным заказчикам запланированы на 2010-2011 годы.

ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЕТ

Работы по модернизации Су-27, "рабочей лошадки" нашей фронтовой авиации и авиации ПВО, начались еще в середине 1980-х годов. Улучшенная машина должна была отличаться цифровой электродистанционной системой управления, более мощной РЛС и набором вооружения, включающим различное управляемое оружие класса "воздух-поверхность" - ведь базовые Су-27 несли исключительно ракеты "воздух-воздух" и наносить удары по земле могли только неуправляемыми боеприпасами. Радиус действия модернизированной машины должен был возрасти за счет использования системы дозаправки в воздухе, отсутствовавшей на базовой машине, и подвесных топливных баков.

Испытания самолета начались в 1988 году, и в апреле 1992 года в воздух поднялся первый серийный образец, получивший известность под названием Су-35. Однако крупносерийное производство так и не развернули: в 1992-95 годах ВВС России получили только несколько таких самолетов. Зато с 1992 года экспортная версия модернизированного истребителя Су-35 стала демонстрироваться на международных авиасалонах. А на рубеже нового тысячелетия эти истребители участвовали в тендерах, объявленных военно-воздушными силами Южной Кореи и Бразилии. Впрочем, по ряду причин политического и иного характера самолет прописку в этих странах так и не получил.

И ГРЯНУЛ ГРОМ

Вплотную заняться работами по Су-35 заставило стремление упрочить свои позиции на мировом рынке боевой авиатехники и потребность в обновлении парка отечественных ВВС - вот тогда о суперсамолете и вспомнили вновь. Как говорит наша известная пословица, пока гром не грянет, мужик не перекрестится.

Но чтобы соответствовать духу нового тысячелетия, самолету необходимо было пройти модернизацию.

В результате обновленный Су-35 получил усовершенствованный планер - это позволило существенно увеличить ресурс самолета - до 6000 часов или 30 лет эксплуатации. Но по аэродинамической схеме Су-35 аналогичен самолету Су-27 - в отличие от Су-30МКИ на нем нет переднего горизонтального оперения, зато реализовано полностью электродистанционное управление, без механической проводки. Применение же новейшей комплексной системы управления МНПК "Авионика", выполняющей функции сразу нескольких систем, повысило пилотажные и маневренные возможности истребителя.

Из конструктивных особенностей Су-35 следует также отметить отсутствие традиционного для самолетов семейства Су-27 верхнего тормозного щитка - его функции перешли к дифференциально отклоняемым рулям направления.Плюс ко всему использование технологий снижения радиолокационной заметности обеспечило истребителю радикальное снижение заметности в различных диапазонах радиоволн.

А ВМЕСТО СЕРДЦА -ПЛАМЕННЫЙ МОТОР

Другим важным отличием Су-35 стало применение разработанных НПО "Сатурн" новых двигателей с повышенной тягой, получивших обозначение "117С". Это - глубокое развитие серийного АЛ-31Ф с использованием технологий нового поколения.

На двигателях применен новый вентилятор, новые турбины высокого и низкого давления, новая цифровая система управления. Предусмотрено также использование сопла с управляемым вектором тяги. В результате проведенной модернизации тяга двигателя на особом режиме повышена на 16%, а ресурсные показатели увеличились в 2-2,7 раза.

Еще одной отличительной особенностью новой машины стал принципиально новый комплекс бортового оборудования, в основе которого лежит информационно-управляющая система, предназначенная для функциональной, логической, информационной и программной увязки всех систем бортового оборудования в единую интегрированную систему и обеспечивающая полное и высокоэффективное взаимодействие между экипажем и оборудованием.

"ГЛАЗА", "УШИ" ...

Основу системы управления вооружением Су-35 составляет новая радиолокационная система управления с фазированной антенной решеткой "Ирбис-Э" и электронным управлением лучом. Эта разработка НИИП им. В. В. Тихомирова конструктивно представляет собой многофункциональную РЛС с пассивной ФАР и обладает уникальными характеристиками.

Так, она позволяет обнаруживать и сопровождать до 30 воздушных целей при сохранении непрерывности обзора пространства, а также вести одновременный обстрел до восьми воздушных целей. Но главное ее преимущество - способность обнаруживать воздушные цели на дальности до 350-400 км. Хорошо видит "Ирбис-Э" и наземные (надводные) цели. Например, цель типа "авианосец" будет обнаружена за 400 км, "железнодорожный мост" -на дистанции 150-200 км, а "установка оперативно-тактических ракет" или "группа танков" - на расстоянии 60-70 км.

В мировой практике такие показатели в отношении как серийных, так и разрабатываемых перспективных радаров с пассивной или активной фазированной антенной решеткой являются рекордными.

... И ОСТРЫЕ "КОГТИ"

Помимо всего спектра современного вооружения, на Су-35 будут интегрированы и новые типы управляемого оружия "воздух-воздух" и "воздух-поверхность", в том числе большой дальности. Максимальная масса боевой нагрузки самолета при этом составляет до восьми тонн - на 12 точках подвески.

Самолет может нести ракеты Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭП1, РВВ-АЕ и Р-73Э для борьбы с самолетами противника, тактические ракеты Х-29ТЕ или Х-29Л для "работы" по земле, противорадиолокационные и противокорабельные ракеты, в том числе - большой дальности.

Фактически истребитель не способен применять только то тяжелое вооружение, которое создано специально для бомбардировщиков стратегической авиации. Похвастать такими уникальными возможностями не может сегодня ни один фронтовой истребитель в мире.

***

НАША СПРАВШ

Многофункциональный одноместный истребитель Су-35 длина самолета - 21,9 м размах крыла - 15,3 м площадь крыла - 62,0 кв. м нормальная взлетная масса - 25,3 т максимальная взлетная масса - 34,5 т масса боевой нагрузки - 8,0 т силовая установка - 2 ТРДДФ "117С" с форсажной тягой 14,5 т и управляемым вектором тяги максимальная скорость полета на большой высоте - 2400 км/ч максимальная скорость полета у земли - 1400 км/ч практический потолок - 18000 м практическая дальность полета - 3600 км

***

"Сухая" ЭКСПАНСИЯ

В 1996-2006 гг. с учетом лицензии за рубеж поставленно

340 самолетов марки "Су" на общую сумму около 10 млрд. долл. Это не менее четверти всего оружейного экспорта России за тот период. В основном в иностранные ВВС ушли Су-30МКИ и Су-ЗОМК2, которые создавались изначально для Индии и Китая, но теперь востребованы и авиацией Малайзии, Алжира, Индонезии и Венесуэлы.

На очереди - истребитель Су-35, способный поражать наземные, надводные и воздушные цели с дистанции, не досягаемой для ответного удара, а также выполнять полет в режиме автоматического следования рельефу местности.

Правда, на внешнем рынке "сушке" придется столкнуться с активной конкуренцией - например, со стороны американского истребителя F/A-18E/F "Супер Хорнет".

***

В мировой практике российский радар "Ирбис-Э" не имеет себе равных как среди серийных, так и разрабатываемых перспективных радаров с пассивной или активной фазированной антенной решеткой.




[ АРХИВ ПРЕССЫ ]


ФОТОГАЛЕРЕЯ



2001г. - сектор ИВЦ

[ Перейти в галерею... ]


СЕГОДНЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ



18 октября    - ПАО «ОДК-Сатурн» приняло участие в Дне промышленности Ярославской области 18 октября 2017 года, Рыби...
[ Подробнее... ]


ПОСЛЕДНИЕ ОБНОВЛЕНИЯ














© ПАО "ОДК-Сатурн" 2006-2017 , Powered by SprinCMS 2.62